ФОТОШКОЛА
Перспективные построения
И. Левшин ("Советское фото", №9, 1981)

Человеческий глаз, как ни странно, является очень несовершенным оптическим прибором. Зона четкого видения занимает лишь незначительную часть того широкого (около 180°) угла охвата, который обеспечивается при бинокулярном зрении. Поставьте перед собой два небольших предмета на расстоянии 15—20 сантиметров друг от друга и попытайтесь увидеть их оба одинаково резко, И сразу почувствуете, как ваши глаза начнут перебегать с одного предмета на другой. Это происходит потому, что зона резкого видения не способна охватить их на таком близком расстоянии одновременно. Именно поэтому взгляд человека, как показали опыты, вынужден «блуждать» по видимому пространству, как бы вырисовывая контуры предметов. Между тем мы абсолютно уверены, что видим четкую, ясную и цельную картину окружающего нас пространства. Мало того, как всякий очень короткофокусный широкоугольник, глаз неизбежно должен сильно увеличивать предметы ближнего плана и искажать их форму, а дальний план изображать значительно уменьшенным.
Тем не менее, человек безошибочно и точно может определять размер, форму и удаленность предметов. Происходит это благодаря тому, что глаз действует в постоянном взаимодействии с мозгом, который и формирует картину воспринимаемого пространства, исправленную и даже дополненную в соответствии с требованиями практики и жизненным опытом. Эта способность мозга воспринимать истинные соотношения элементов окружающего пространства и корректировать их изображение называется в науке механизмом константности. Исправленная же таким образом картина воспринимаемого человеком пространства носит название перцептивной перспективы. Удаленные части пространства в такой перспективе представляются нам большими по сравнению с их изображением на сетчатке глаза, а ближайшая область не кажется чрезмерно увеличенной или искаженной. Дальний план виден в линейной перспективе, средний — в криволинейной, а ближний — в аксонометрии или в слабой обратном перспективе. Именно поэтому дети рисуют предметы, находящиеся вблизи, в обратной перспективе.
Они изображают то, что видят, а не то, что принято изображать. Если же они хотят изобразить то, что не могут сразу охватить взглядом, они прибегают к чертежной перспективе. Интересно, что при упомянутом уже «обегании» глазом поля зрения законы константности действуют, так сказать, динамически. Мы продолжаем видеть предметы неизменными по форме и размеру независимо от того, на какой из них в данный момент направлена наша зона резкого видения и с какой скоростью мы переводим свой взгляд с предмета на предмет. Попробуйте провести эксперимент, глядя в видоискатель зеркального
фотоаппарата через широкоугольный объектив, и убедитесь, как сильно искажается форма и размеры предметов при перемещении оптической оси. Глазами же мы этого никогда не замечаем.
Подробные и фундаментальные сведения о восприятии человеком окружающего его пространства можно получить, прочитав книгу Б. В. Раушенбаха «Пространственные построения в живописи» («Наука», М., 1980). На множестве примеров из области изобразительного искусства прошлого и современности автор разбирает различные способы отображения реального пространства на плоскости, рассматривает и научно обосновывает действие механизма константности, пользуясь для этого как искусствоведческим анализом, так и категориями высшей математики. В книге приведено большое количество иллюстративных примеров, начиная от древнеегипетских росписей и кончая произведениями Сезанна.
Каким же образом соотносятся системы перспективных построений, упомянутые выше, с фотографическим изображением? Многие, и в том числе Раушенбах, склонны рассматривать фотографическое изображение в качестве примера негибкого перспективного построения, не связанного с человеческим восприятием: «Правила построения изображения в системе линейной перспективы определяются однозначными законами оптики, то есть не связаны с работой человеческого сознания (пример — фотография)». Такой вывод делается автором на основании наблюдения ошибок фотографов: «Когда альпинист фотографирует своего товари ща на фоне могучих гор, то после проявления пленки видит его на фоне невыразительных скромных возвышенностей...»
Разумеется, формирование изображения на пленке происходит без участия сознания человека, но сам процесс фотографирования теснейшим образом с ним связан. И выбери альпинист соответствующую оптику и точку съемки, он вполне мог бы избежать ошибки, тем более, что современная фотографическая техника в состоянии воспроизвести практически любую систему перспективного построения. Аэрофотосъемка дает нам чертежное изображение местности, рентгеновская — чертежный разрез предмета. Всем известна криволинейная перспектива, которая получается при съемке широкоугольным объективом, а предметы, сфотографированные с достаточно близкого расстояния длиннофокусным объективом, выглядят как в аксонометрическом построении, то есть параллельность линий сохраняется во всех направлениях. При желании фотографическим способом можно получить и обратную перспективу.
Хотя и можно согласиться с Раушенбахом в том, что ни один отдельный способ изображения пространства не может достаточно полно передать его восприятие человеком, однако, как живописец, так и фотограф, комбинируя различные перспективные системы, могут приблизиться к перцептивной перспективе. В фотографии этот эффект может быть достигнут
путем монтажа. Следует заметить, что многие фотомастера уже давно и с большим успехом пользуются фотомонтажом как средством достижения перспективной выразительности снимка. Примером могут служить интересные снимки В. Бутырина, на которых к среднему плану, снятому широкоугольником, удачно монтируется задний план, снятый нормальной оптикой, или крупный план, снятый длиннофокусным объективом.
Построение перцептивной перспективы в фотографии, однако, является частной и довольно редкой задачей, которая ставится в том случае, когда фотограф намеревается как можно ближе подойти к образу реально воспринимаемого человеком пространства. Но чаще всего для достижения художественного эффекта бывает достаточно одного правильно выбранного перспективного решения. Обычно его подсказывает сама натура, опыт и вкус фотографа. Криволинейная перспектива в разных случаях может передавать и открытость, и замкнутость пространства. Чертежная перспектива может быть и орнаментальной и конструктивной. Но при этом следует помнить общие за кономерности, вытекающие из человеческой способности воспринимать пространство и правильно сочетать свойства опти-
ки, с помощью которой строится изображение, с тем впечатлением, которое произведет на зрителя перспектива, избранная автором снимка.
В любом случае по закону перцептивной перспективы плоский средний план, усиленное перспективное сокращение переднего плана или аксонометрия на заднем ппане будут восприниматься как необычные. И наоборот, спокойно, гармонично будут приниматься зрителем слабая перспектива переднего плана, скругленные линии среднего плана и линейный сход в точку вдали. Если в задачу снимка входит создание тревожного настроения, заострение внимания зрителя на каких-то подробностях изображения, то противоречие, вызванное несоответствием перспективы в избранной части изображения, той перспективе, в которой человеческий глаз привык ее воспринимать, то есть перцептивной перспективе, с законами которой мы познакомились, — это противоречие как нельзя лучше будет способствовать достижению поставленной задачи.
Фотоаппарат в руках современного фотографа — не менее гибкий и свободный инструмент, чем кисть в руках живописца, в том числе и в области перспективных построений. И так же как в живописи, автору необходим не только врожденный талант, но и сознательное применение формальных приемов, основанных на знании закономерностей восприятия человеком окру жающего пространства.


3. МИШЕЛЬ ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОТИВ
Б. ДОЛМАТОВСКИЙ А ТЫ КТО?
А. МАЦИЯУСКАС НА ЗАВОДЕ
Н. МОШКОВ СЕЛЬСКИЙ МОТИВ




Н. ГНИСЮК ПРОГУЛКА
А. САНТАЛОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ



A. СААКОВ КОМПОЗИЦИЯ
Ю. ЛУНЬКОВ МАРАЛЫ
B. ЕГОРОВ СТАРТ
О. ДЕРИГЛАЗОВ
НЕИЗВЕДАННОЕ




В.КОВАЛЕВ
НА ПОЛЕ А. ПАШКОВ ГОРОД В.ВИНОГРАДОВ ОСТОРОЖНО, ПАДАЮ!