|
ФОТОШКОЛА |
|
Точка съёмки и ракурс
И. Селезнёв ("Советское фото", № 7, 1967)
|
Любой вид искусства имеет свои изобразительные средства
и приемы, некую систему элементов, находящихся в определенных связях и составляющих образную структуру художественного произведения.
Фотография также располагает рядом многочисленных
приемов, вариации которых позволяют достигать различных
изобразительных результатов. Композиция любого отдельного
снимка и то или иное стилевое направление в фотоискусстве во
многом зависят и от приемов, которыми пользуется фотограф.
Поэтому совершенно очевидно, что для овладения мастерством
фотолюбителю прежде всего необходимо знать все средства
и приемы, которыми он может располагать, и научиться использовать их в практической деятельности.
Мы остановимся в данной статье на выборе точки съемки,
на возможностях использования ракурса в фотографии. Эти
факторы оказывают существенное влияние на содержание,
композицию, изобразительные достоинства будущего снимка.
Работа над фотографией начинается с поиска конкретного
сюжета, который затем в процессе съемки - «вписывается»
в кадр. Для полной реализации замысла нужно выбрать точку
съемки. Практически точек съемки существует бесчисленное
множество, но всегда есть одна наиболее удачная. Найти ее —
основная задача.
Часто, не мудрствуя лукаво, фотолюбитель обращается
к центральной точке, когда оптическая ось объектива фотоаппарата является перпендикуляром к плоскости объекта
съемки. Это обеспечивает элементарно простую фронтальную
композицию снимка. Существуют еще боковые точки, высокие
или низкие. По сравнению с центральной, так называемой
лобовой, они позволяют увидеть объект съемки полнее, разностороннее, так как при этом он показывается не с одной,
а с двух сторон. Так, например, дом, снятый под углом 45°
к фасаду, выглядит на снимке объемнее, явственнее ощущается пространство, возникает представление о его размерах
и пропорциях.
Невозможно рассмотреть все случаи выбора точки съемки,
однако вполне возможно выявить некоторые бесспорные закономерности. |
Сравним фото 1 и 2. Сюжет, снятый с нижней точки,
значительно отличается на снимке от того же сюжета, снятого
с верхней.
Нижняя точка съемки лишила снимок многоплановости,
пространственности, и детали всех планов в большей или
меньшей степени спроецировали» друг на друга. Слишком
много места в кадре заняло небо, горизонт сильно опустился
книзу. Верхняя точка съемки «нарисовала» противоположную картину, выявила пространство и показала в его пределах каждую деталь.
|
Фото 1 |
Фото 2 |
|
Приведенные примеры не ставили целью доказать преимущества верхней точки над нижней. Наоборот, нижняя точка
применяется чаще. Но целый ряд сюжетов не может быть
раскрыт с полной ясностью, если не воспользоваться высокой
точкой съемки. Как правило, сам сюжет в первую очередь
подсказывает автору верный выбор. Например, чтобы показать величину обрабатываемого поля, обширные пастбища
и т. п., фотографу трудно обойтись без высокой точки.
Городской пейзаж, спортивные праздники и многое другое
приходится снимать с высокой, а иногда и очень высокой
точки съемки, с «высоты птичьего полета». Низкой точкой
с успехом пользуются при съемке балета, некоторых спортивных сюжетов (прыжки в высоту, конные и мотосостязания,
футбол, бокс и т. п.). Она усиливает впечатление высоты
прыжка, полета, движения (фото 3).
|
Фото 3 |
|
Высокая или низкая точка съемки при общих и средних
планах дает на снимке изображение, привычно воспринимаемое нашим глазом.
При съемке крупным планом, вследствие «резкого» ракурса
(сильного перспективного сокращения удаленных частей предмета) вещи меняют привычный для глаза вид. В ряде случаев
такая подчеркнутая деформация «работает» на сюжет, делает
снимок не только эффектным по форме, но и помогает зрителю увидеть объект в новом аспекте, по-новому и образнее
раскрыть содержание (фото 4). |
Фото 4 |
|
В иных случаях «резкий»
ракурс может привести к отрицательным результатам или
даже оказаться недопустимым для трактовки того или иного
сюжета. Если снять человека с высоты второго этажа дома,
то на снимке его фигура получится укороченной, приплюснутой к земле. Тот же человек, снятый фотоаппаратом с земли
(так называемая «лягушачья» перспектива), будет выглядеть
гигантом с непропорциональными частями тела (фото 5). |
Фото 5 |
|
Иногда в погоне за оригинальностью фотографируют людей
крупным планом снизу. Такой прием, примененный бездумно,
ничего не дает, лишь искажает представление о человеке
(фото 6).
Последние примеры являются характерными с точки
зрения неправильного использования ракурса.
|
Фото 6 |
|
Среди снимков на промышленную и строительную тему
можно увидеть (в том числе и в прессе) довольно много
работ, выполненных с применением резкого ракурса. Это продиктовано естественным желанием фотографа ярче раскрыть
сюжет, подчеркнуть грандиозность или мощь изображаемого.
Поиск новой точки съемки представляется и как отход от
скучных шаблонов и трафаретов. Но здесь важно чувство
меры. |
Посмотрим на снимки 7 и 8. В них использована нижняя
точка съемки. Автору фото 7 удалось раскрыть характер
и обстановку производства, показать его мощь, размах. Другой снимок отмечен лишь чисто внешним формальным приемом. Автор с подчеркнутой натуралистичностью показывает
нам рабочего-верхолаза, но ничего не рассказывает об условиях его труда на большой высоте. Подобная точка съемки
здесь применена совершенно сознательно, но неоправданно.
|
Фото 7 |
Фото 8 |
|
На ракурс, перспективное искажение предмета, кроме точки съемки, значительное влияние оказывает фокусное расстояние объектива и расстояние от снимаемого предмета. Чем
короче фокусное расстояние объектива, чем ближе снимаемый предмет к аппарату, тем сильнее перспективное искажение. Но это тема особого разговора.
|
Характерные особенности верхней и нижней точек съемки
заключаются еще и в том, что нижняя точка по сравнению
с верхней почти всегда создает более живую, динамичную
композицию. Сюжет, снятый с верхней точки, как правило,
выглядит спокойнее, он как бы более устойчив. Даже движущиеся детали в кадре кажутся застывшими (фото 9). |
Фото 9 |
|
И наоборот, неподвижные предметы, снятые с нижней точки,
привносят в снимок значительную экспрессию. Посмотрев на
два одинаковых по сюжету снимка лодок (фото 10, 11), легко
в этом убедиться, но это не бесспорная закономерность. Снимок, сделанный с нижней точки, может быть лишен всякой
динамики, если, например, пятна и линии, его составляющие,
расположились хаотично, не подчинены друг другу, между
ними нет ни логической, ни зрительной связи. В то же время
сюжет, снятый с верхней точки, может стать весьма динамичным, если в нем присутствуют элементы, сами по себе создающие впечатление движения, такие, как ритм, смазка изображения и т. п.
|
Фото 10
Фото 11 |
|
Таким образом, выбор точки съемки, использование ракурса
мы с полным правом можем рассматривать как первейший важный прием достижения выразительной изобразительной
формы снимка.
Выбор точки съемки входит составной частью в систему
средств, от которых зависит окончательный изобразительный
результат. И хотя в последующих процессах автор имеет большие возможности воздействовать на характер изображения,
успешное воплощение замысла во многом зависит именно от
того, как был снят объект, с какой точки, в каком ракурсе.
|
|