ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ И ЖАНРЫ ФОТОСЪЁМКИ
ФОТОСЪЁМКА ОБНАЖЕННОЙ НАТУРЫ
Поскольку съемка обнаженной натуры - это предельно интимная область фотографии, а модели отличаются темпераментом и собственным отношением к съемке, можно дать лишь несколько общих рекомендаций.

Прежде надо сделать все, чтобы модель чувствовала себя комфортно. Для этого она должна иметь в своем распоряжении отдельное помещение для переодевания. Следует позаботиться о том, чтобы под рукой всегда был чистый мягкий плед, в который она могла бы закутаться в перерывах между съемками. Кроме того, надо предупредить модель о том, что перед съемкой ей не стоит носить плотно облегающее белье, поскольку для исчезновения "меток" на теле могут пройти часы. По возможностиследует исключить присутствие посторонних, хотя некоторые модели имеют прирожденную склонность к экспонированию в присутствии многочисленной аудитории.

Одна из основных проблем фотосъемки обнаженной натуры - что считать приемлимым и кто определяет "границы" приемлимости. Искусство, как и порок, легче воспринимать, чем искать истоки его рождения. Однако эта проблема так же, как вопрос о том, что побуждает фотографа работать с обнаженной натурой, не является предметом нашего разговора. Нам бы скорее хотелось дать как можно больше рекомендаций авторам, начинающим снимать ню. По мере развития фотографии обнаженной натуры возникали различные тенденции. Пожалуй, сегодня практически невозможно выделить какое-то одно, основополагающее направление. Съемка обнаженной натуры - одна из самых личностных областей фотографии.

Для фотографии, как правило, не типична полностью обнаженная натура. Часто для создания образа фотограф снимает модель, на которой одежда может быть частично расстегнута или выглядывать нижнее белье. С коммерческой точки зрения, камеры с роликовой пленкой - это то, что нужно для съемки обнаженной натуры. Однако, все больше фотографов используют в съемке 35-мм камеры, заряженные высококачественными современными фотоматериалами. Причем все больше применяется черно-белая пленка. Многие авторы полагают, что монохромное изображение более реалистично, чем цветное, а другие просто утверждают, что монохромность съемки позволяет лучше управлять ситуацией и реализовать собственное видение.

Можно назвать две причины, по которым фотограф предпочитает в одиночку снимать обнаженную натуру. Первая - чисто экономическая, поскольку много снимков фотограф выполняет для личного пользования, бюджет просто не рассчитан на помощь ассистентов. Правда, иногда персональный снимок "перерастает" в заказной, но это исключение, а не правило. Вторая причина состоит в том, что съемка обнаженной натуры требует взаимного контакта между фотографом и моделью. Поэтому появление третьего лица может показаться бесцеремонным.

И еще. Фотосъемка обнаженной натуры немыслима без соответствующей ауры. Она может быть абстрактной или противоречащей общему духу фотографии, эротичной или наивной или иметь сотни других оттенков. Если аура, которую вы хотели бывоссоздать, не получается, этого более чем достаточно, чтобы отложить съемку. Влюбом случае фотограф должен быть предельно терпеливым, доброжелательным и чутким по отношению к модели, постепенно, не форсируя события, подводя ее кмысли о предстоящей съемке обнаженной. При этом хорошо бы показать модели по ходу дела ее изображения, полученные с помощью "Полароида", чтобы она воочию убедилась, что никто не посягает на ее имидж.

В отличие от обнаженной женщины, обнаженный мужчина не столь частый объект съемки. Коммерческий спрос на обнаженную мужскую натуру неизмеримо меньше, чем на женскую. Изображение полностью обнаженной мужской натуры - явление достаточно редкое. Действительно, не часто можно видеть снимок мужчины без полотенца или чего-то подобного в качестве набедренной повязки.

Эстетика обнаженной натуры на пленэре имеет два аспекта: один связан с естественной наготой, другой - с игрой воображения. Первый отражает ту сторону жизни людей, которая нередко им нравится: ощутить всей кожей тела прикосновение ветра или солнечных лучей, но при этом не думать ни о каких запретах и обычаях, устанавливающих, что можно показывать, а что нельзя. Вопрос о том, какую камеру использовать для съемки - 35мм или среднеформатную - остается открытым.

Конечно, для коммерческого использования больше подойдут снимки, сделанные среднеформатным аппаратом. Однако, качество современных 35мм фотоматериалов позволяет все чаще пренебрегать этим условием. Комбинированная обработка изображения путем тонирования, раскрашивания и даже спомощью компьютера оттесняет на задний план тип используемой пленки, впрочем, как и оборудования. Ведь главным и основным инструментом фотографа является его глаз.

Советы по фотосъемке обнаженной натуры.

Для того, чтобы получить хорошие результаты при съемке обнаженной натуры рекомендуем прислушаться к следующим советам:

- Перед съемкой сначала хорошо подумайте какой результат Вы хотите получить и что должна выражать ваша фотография, изображение просто обнаженного тела без продуманной композиции, как правило не представляет интереса.

- Заранее подготовьтесь к съемке. Длительная съемка, как правило не приносит результата. Думайте о том как и сколько вы будете снимать до съемки, а не во время ее. Все должно происходить быстро и в непринужденной обстановке.

- Заинтересуйте модель в результате. Для этого покажите какие-нибудь ранее сделанные фотографии и обсудите их. Хороший результат возможен только при взаимном интересе обеих сторон. Даже если вам не нравятся какие-либо предложения другой стороны, все равно сделайте несколько кадров, ведь если они вам не понравятся, то вы их просто выкинете.

- При съемке обнаженной натуры используются те же приемы, что и при портретной съемке. Основное внимание надо обращать на освещение, которое подчеркнет формы и объемы. Предпочтителен мягкий рассеянный свет, хотя и направленный свет в определенных случаях дает хорошие результаты. При съемке на солнце используйте рефлекторы (большие белые листы или зеркала) для подсветки теней, ставя их вне кадра.

- Пытайтесь использовать несколько источников света. Даже маломощная встроенная вспышка при естественном освещении может улучшить результат.

- Пользуйтесь различными пленками. Например, используя очень высокочувствительную крупнозернистую пленку Вы можете получить интересный художественный эффект за счет зерна и одновременно производить съемку в условиях небольшой освещенности.

- Натуральный дневной свет и естественное окружение наиболее предпочтительны. Недостаток дневного света это постоянное непредсказуемое изменение условий в течение дня. Интересные результаты дает съемка незадолго до захода солнца, когда свет приобретает теплый красный оттенок, а также боковое и контровое освещение.

- Основное внимание обращайте на кадрировку. На первом этапе значительно лучше будут получаться снимки частей тела, а не его целиком. Попытайтесь получить необычный эффект не засчет цветов или аксессуаров, а засчет необычной кадрировки и построения линий внутри кадра.

- При выборе пленки учитывайте, что с черно-белой пленкой проще получить хороший результат. В этом случае снимок получается более абстрактным и основное внимание можно уделять композиции и освещению, не заботясь о цветовой композиции.

- Объективы желательно применять с фокусным расстоянием 80-100 мм, как при портретной съемке. При съемке вне помещения в полный рост хорошие результаты дает фокусное расстояние 135 мм. Следует помнить, что для того, чтобы хорошо размыть фон необходимы светосильные объективы. Широкоугольные объективы дают сильные перспективные искажения и могут применяться только с целью получения специальных эффектов.

- Некоторые фотографы без особого успеха пытаются заниматься бодипейтингом, забывая при этом, что для этого надо быть не только хорошим фотографом, но и хорошим художником. Для тех же кто одержим этой идеей можно посоветовать следующее. Поместите модель в темную комнату и поставьте ее на черном фоне. Возьмите простейший диапроектор, вставьте в него любой слайд и сфокусируйте изображение на модели. Двигая диапроектор и меняя слайды, Вы сможете получить очень интересные рисунки на модели. Единственное ограничение, это съемку надо производить со штатива и замерять освещенность непосредственно на участках тела модели. Подсветка может производиться слабыми источниками света. При съемке на цветную пленку лучше применять конверсионный фильтр. Обратите внимание, чтобы модель не двигалась, так как выдержка длинная. Съемку лучше производить с брэкетингом.

- Наконец два традиционных совета :
1.Белье надо снимать заранее, так как следы на теле долго не исчезают.
2. Результат улучшается при использовании музыки и не слишком крепких напитков.


Светлана Маковецкая
Фотограф из Владивостока Светлана Маковецкая начала заниматься фотографией несколько лет назад, хотя ей далеко за двадцать… Продала квартиру, купила аппаратуру и мастерскую. Согласимся, что это несколько необычные действия, не свойственные зрелому человеку.

Но Маковецкая считает - фотография стала смыслом всей ее жизни и поэтому полностью отдается ей. Она снимает истово, каждый день, словно наверстывая упущенное. Мы вопроизводим снимки обнаженной натуры, подготовленные Светланой летом 1999 года. Они сделаны рукой мастера с проницательным женским взглядом.

Светлана Маковецкая о себе:

Люблю и ценю профессионализм во всём: как сказал однажды Матисс "ничто так не проявляет человеческой бездарности, как художественная самодеятельность". А творчество, я думаю, - это борьба с собственной бездарностью... Вот и борюсь, как могу!

Люблю русскую пикториальную фотографию и творчество классика русской светописи Александра Гринберга, работы Яна Саудека, Моники Робл и поразительное творчество американки Синди Шерман, фотографирующей саму себя. Считаю, что женщина в любом искусстве - это подвиг.

Если говорить о художественном изображении женского тела, я считаю, что женщина-фотограф способна более тонко и проникновенно передать таинство женского, кто, как не она сама посвящена в эту тайну? Не люблю насилия и давления на творчество и творческую личность - это преступно.

Всю работу в студии - макияж, костюмы, свет - выполняю сама. Не перестаю благодарить небо, что оно открыло для меня новое пространство для творчества - пространство светописи. О Фотоискусстве, я думаю, что это слово надо писать с большой буквы, а если уж кто повенчан с ним, то это на всю жизнь. Теперь и моя жизнь наполнена тем поэтическим светом, который рождает жажду творчества - единственное чувство, наполняющее смыслом путь идущего по планете Земля.