СВОЙ ВЗГЛЯД
Оглавление Назад Вперёд
ААРОН СИСКИНД И ГАРРИ КАЛЛАГЕН: Абстрактные сочетания
Майкл Лэнгфорд
Фотографии Гарри Каллагена и Аарона Сискинда часто ставят в один ряд. Это происходит отчасти по причине их тяготения к абстрактности, но главным образом потому, что оба они много лет преподавали на факультете фотографии Иллинойсского института дизайна в Чикаго.

Аарон Сискинд

В молодости Аарон Сискинд приобрел известность в качестве фотодокументалиста, разрабатывавшего такие темы, как трущобы Гарлема и жизнь на Бауэри. В начале 40-х годов он отказался от сюжетной фотографии и перешел на стиль, который требовал подчинения сюжета абстрактной композиции. Он принялся делать крупноплановые снимки скал и валунов на массачусетсском побережье, внимательно вглядываясь в их интересные фактуры и формы. Вскоре он переключился на объекты, которые зачастую нельзя было даже узнать. Ободранные стены, изъеденное временем дерево, облупившаяся краска и прочие бесполезные предметы, которые обычно не задерживают внимания, приобретали на его фотографиях эстетическую ценность.

Сискинда вдохновлял постулат абстрактных экспрессионистов, гласивший, что искусство может быть выразительным, не будучи предметным. Смысл и красота считает он, должны быть заложены в самой фотографии, а не в том, что она изображает. Поэтому он стремится воздействовать на зрителя прежде всего средствами компоновки абстрактных форм, тона и фактуры. Подобно Каллагену ему скучно просто отображать мир, который мы видим и без того, и запечатлевать события. Его привлекают абстрактные свойства заурядных, часто неприметных объектов. Для произведений Сискинда характерны сильные тональные контрасты, предельно резкая проработка деталей и отсутствие глубины— словно все расположено в одной плоскости. Он часто сгущает на снимке темные тона, чтобы подчеркнуть ту или иную форму, фактуру. Однако он никогда не меняет естественного положения объекта и не ретуширует свои снимки, ибо считает, что фотография не нуждается в помощи.

Рим,1973

Подобно картинам абстрактных экспрессионистов, крупноплановое фото построено целиком в плоскостной композиции. Собственно, объект не узнаваем и не важен — снимок производит впечатление за счет компоновки формы и фактуры.

Облупившаяся краска, Джероум, 1949

С помощью резких тональных контрастов и четкой проработки деталей Сискинд сделал на основе простого объекта фотографию, наделенную и своеобразием,и настроением.

 

Гарри Каллаген

Творчеству Каллагена свойственны выразительность в основном за счет линии и рисунка и чрезвычайная простота формы. Хотя большинство объектов съемки он находит в окружающей природе, главная его забота заключается в выявлении абстрактных свойств объектов. В своих работах он раскрывает возможности линии, фактуры и прочих элементов построения кадра. Преследуя эту цель, он с помощью камеры и различных фотоприемов выделяет те элементы, которые привлекают его в данном объекте. Например, Каллаген часто подчеркивает линии и форму объекта, создавая упрощенную линейную композицию в чистых черных и белых тонах.

Многие из его фотографий, изображающие растения и пейзажи, лишены простран-ственности и глубины и, кажется, будто объект расположен на поверхности отпечатка. Такие снимки обычно с плоской перспективой, без ближнего плана. Избавившись от трехмерности, он получает возможность ярче высветить чисто абстрактные свойства объекта.

Одним из любимых объектов Каллагена являются фасады зданий, и выбирает он их не с точки зрения архитектурной ценности, а по рисунку и пропорциям. Фотографирует он и обнаженные фигуры, часто изображая их с помощью строгих линий. Изредка Каллаген экспериментирует с множественным изображением, приме-
няя многократное экспонирование или впечатывание, чтобы добиться как бы движения и расслоения рисунка. В отличие от Джерри Ульсманна он не конструирует изображения из отдельных негативов в лаборатории, а компонует и смешивает непосредственно на месте съемки. Объекты Калла-гена разнообразнее и в большей степени узнаваемы, чем у Сискинда. Но оба выбирают для съемки привычные предметы и средствами фотографии превращают их в абстрактные произведения искусства. Некоторые критики утверждают, что такие фотографии непонятны и скучны; других они восхищают сдержанностью форм и острым чувством графической композиции.

Дерево зимой, 1956

На фото силуэт преображен в узор и живое движение. Каллаген применил многократное экспонирование с небольшим смещением в промежутках, чтобы получить повторяющиеся изображения различных тонов.

Сорняк, 1951

Фото — свидетельство необычайной простоты, характерной для творческой манеры Каллагена. Чтобы добиться нежности линий, Каллаген использовал сочетание недодержки и перепроявления и сделал отпечаток с негатива на очень контрастной фотобумаге. В результате получилось изображение, которое можно легко спутать с рисунком.