СВОЙ ВЗГЛЯД
Оглавление Назад Вперёд
ГЕРРИ КРЭНЕМ: Динамика спорта
Майкл Лэнгфорд
Герри Крэнем — широко известный и популярный в Великобритании спортивный фоторепортер. Он славится мастерским воплощением движения в цвете. Большинство спортивных фоторепортеров стремятся четко запечатлеть детали и получить «замороженное» изображение победителя, пересекающего финишную черту. Крэнем намеренно смазывает изображение и приносит четкость в жертву общему ощущению движения и борьбы. В своих фотографиях он пытается показать особенности, кипучую энергию и азарт каждого состязания так, чтобы пробудить интерес даже в равнодушных к спорту людях.

Подобно многим фотографам высокого класса, Крэнем не только превосходно фотографирует, но также любит и хорошо знает избранную им тематику. Некогда он и сам был спортсменом, что помогает ему распознать тот решающий миг, когда действие достигает своего апогея. В спортивной фотографии все решают доли секунды. Поэтому миг этот нужно не только распознать, но и предугадать. Крэнем много ездит на различные спортивные соревнования, и всякий раз перед началом состязания он проводит большую подготовительную работу. Намечает места съемки, углы зрения, подбирает необходимое оборудование. Кроме того, Крэнем изучает характер различных типов движения, будь то подача в теннисе или стиль бега, чтобы иметь возможность отразить характерные черты каждого вида спорта.

В своей работе Крэнем использует все технические средства, какие только есть в его распоряжении. Вся творческая нагрузка приходится не на лаборатории, а на фотоаппарат с набором светофильтров и объективов. Как правило, он отдает предпочтение 35-мм зеркальным фотоаппаратам нормального типа фирмы «Никон», иногда с приводом от электродвигателя, но пользуется и радиоуправлением, когда устанавливает камеру, например, на дорожке во время мото- или автогонок или в зелени препятствия во время скачек.

Под стать богатому техническому арсеналу и разнообразие приемов, которыми Крэнем пользуется при съемке: он сочетает изменение фокусного расстояния с панорамированием, чтобы выяснить, как движение воздействует на цвет и линию, и применяет медленное панорамирование при низкой скорости затвора, чтобы проследить процесс того или иного движения. Крэнем часто использует теплый воздушный поток на гоночных автотрассах, дождь и туман для получения нежных пастельных цветов.

Мотогонки «Туристский трофей», остров Мэн, 1967

Импрессионистическое изображение, полученное с помощью избирательного фокуса и панорамирования при низкой скорости затвора.

«Кемптон парк», 1975

Делая этот снимок, Крэнем установил очень высокую скорость затвора на камере с 500-мм зеркальным объективом.
Длиннофокусный объектив сократил перспективу и увеличил лошадей и наездников, усилив ощущение сосредоточенной борьбы.

Силверстоун, 1978

Чтобы воссоздать атмосферу, царящую на автогонках. Крэнем воспользовался голубой дымкой и рассеянным светом дождливого дня. Фото сделано 500-мм зеркальным объективом при высокой скорости затвора.


Спринтеры

Применив «смазывающий» эффект «зум-объективом» при низкой скорости затвора. Крэнем превратил группу бегунов в смазанный разноцветный узор, напоминающий калейдоскоп.