СВОЙ ВЗГЛЯД

Оглавление Назад Вперёд
ПИТ ТЕРНЕР: Рисунок и цвет
Майкл Лэнгфорд
Фотографии Пита Тернера сразу узнаешь по их ярко выраженной графичности и необыкновенной насыщенности цвета. Подобно Эрнсту Хаасу, Тернера особенно занимают световые решения, но он работает в менее широкой гамме, не столь натуралистичен, и зачастую его произведения строятся на простых, четких силуэтах, образующих выразительную графическую композицию. Используя плоские участки яркого цвета, он добивается сходства с плакатом.

Изобретательность и техническое новаторство позволили Тернеру расширить свои возможности в цветной фотографии с помощью цветных светофильтров и репродуцирования слайдов. Он снимает почти «сегда на 35-мм пленку «Кодахром» и, выезжая на задание, имеет при себе 100 светофильтров. Иногда он фотографирует объект через темный светофильтр на пленку, не соответствующую по цветовому балансу источнику света. Но чаще он создает свои поразительно яркие цвета с помощью светофильтров, когда применяет насадку для копирования слайдов.

Недостаток репродуцирования слайдов на цветную диапозитивную пленку заключается в повышении контрастности изображения. А Тернер извлекает из недостатка выгоду, во-первых, выбирая подходящий объект и, во-вторых, тщательно определяя экспозицию при репродуцировании. Он упрощает тональный диапазон и тем самым выявляет силуэт и рисунок.

Таким образом, Тернер использует исходный объект съемки лишь как сырье для окончательного отпечатка. С каждым этапом обработки изображение постепенно отдаляется от действительности, в результате превращаясь в нечто более схематичное, абстрактное и синтетическое по цвету.

Интересно сопоставить трудозатраты, например, на создание "Пурпурного коня" при работе с плёнкой и при обработке цифрового изображения в графическом редакторе. Однако, любая сверхсовременная технология не заменит опыта и таланта. (Прим. ред.)

Песчаная дюна, Египет, 1964

Найдя необычную точку съемки, Тернер выявил форму и фактуру песчаной дюны цвета жженой сиены. В результате репродуцирования через оранжевый светофильтр повысился тональный контраст и усилилась неестественность и насыщенность цвета.

Пурпурный конь, 1969

Это изображение создавалось в три этапа. Сначала конь был проэкспонирован через темно-синий светофильтр с небольшой недодержкой и получился черный конь на синем фоне. Затем полученный слайд скопирован на диапозитивную пленку «Эктахром», обработанную по способу цветной негативной, что привело к обращению цветов, и получился белый конь на желтом фоне. И наконец, этот цветной негатив скопирован на диапозитивную пленку «Кодахром» через пурпурный светофильтр, в результате конь стал пурпурным, а фон — красным.

Лицо индийца

Поначалу это был слегка размытый цветной диапозитив. При репродуцировании Тернер увеличил лицо, усилив контраст и зернистость. Темно-синий светофильтр придал окраску всему изображению.


Манекен, 1971

Этот силуэт был сфотографирован через квадратное «окно» в черном материале. Чтобы добиться множественности изображения, Тернер сфотографировал объект несколько раз на один кадр через разные светофильтры, использовав шифт- объектив с подвижной оправой, который позволил немного сместить каждое изображение.