СВОЙ ВЗГЛЯД
Оглавление Назад Вперёд
АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОН: Выбор «решающего мига»
Майкл Лэнгфорд
Анри Картье-Брессон относится к числу всемирно известных фоторепортеров. Он знаменит своей концепцией «решающего мига» — того момента времени, когда все изменчивые элементы формы и содержания, составляющие изображение, сплавляются в гармоничную и красноречивую композицию. Недаром первая книга его фотографий (1952) носит название «Решающий миг», которое выражает его творческое кредо. В этой книге он определил фотографию как умение «в долю секунды осознать одновременно и значимость события, и точность организации формальных элементов, воплощающих это событие в жизнь...»

Картье-Брессон считает себя сторонним наблюдателем, который с помощью фотографии показывает зачастую незаметные, но тем не менее важные стороны повседневной жизни. В отношении к объектам съемки он неизменно уважителен и ненавязчив, и ему в голову не придет инсценировать снимок, расставляя людей или изменяя окружающую обстановку по своему желанию. Люди на его фотографиях словно накрепко сцеплены с местом действия, и в то же время никак не скажешь, что у них мало жизни и движения.

Хотя Картье-Брессон и называет себя фотожурналистом, очень немногие его работы посвящены по-настоящему журналистским событиям в привычном смысле этого слова. Ибо его интересует не сенсационное, а естественное и обыденное, не историческое событие, а непреходящая ценность повседневности.

Верный реализму и желанию оставаться незамеченным во время съемки, Картье-Брессон пользуется только самым необходимым оборудованием. В своей работе он не делает ставки на специальную фототехнику и съемочные приемы. Ему хватает 35-мм фотоаппарата со сквозным видоискателем и, как правило, 50-мм объектива с диафрагмой 2. В случае надобности применяет 35-мм или 90-мм объектив, но в целом его стиль обусловлен выбором наиболее естественной и реалистической точки зрения. Он никогда не пользуется назойливым дополнительным освещением, например вспышкой, предпочитая в условиях слабой освещенности высокочувствительную фотопленку. Его фотографии никогда не ретушируются и не кадрируются, так как он считает, что композиционно слабую фотографию вряд ли спасет кадрировка. Он отбирает снимки по контрольным отпечаткам и отдает в фотоателье, сопровождая своими указаниями, ибо полагает, что полезнее проведет время с фотоаппаратом, нежели в лаборатории.


Иерусалим, 1967

Великолепный пример того, как Картье- Брессон использует «решающий миг». Каждый из этих четырех человек прекрасно вписывается в линейную и тональную структуру изображения. Обращающая призма, закрепленная на «лейке», помогает автору добиться равновесия формы и содержания. Он видит изображение перевернутым, и объект не мешает ему сосредоточиться на композиции. Когда все элементы кадра достигают предельной выразительности, он нажимает на спуск затвора.

Ливерпуль, 1963

Мрачный тон и резкие очертания полуразрушенной стены образуют кадр в кадре. Картье-Брессон написал однажды: «Внутри движения существует миг, когда все движущиеся элементы приходят в равновесие».


Кашмир, 1948

Мусульманские женщины молятся на склоне горы, обратясь лицом к солнцу, восходящему из-за вершин Гималаев. На краткий миг серые фигуры на фоне живописного пейзажа предстали как олицетворение молитвы и мольбы.