Оглавление Назад Вперёд


СВОЙ ВЗГЛЯД
Майкл Лэнгфорд
В этом разделе представлены избранные работы четырнадцати очень несхожих по стилю фотографов. Здесь вы на деле увидите, как благодаря оборудованию, приемам и чисто зрительным впечатлениям, о которых вы узнали раньше, в разных руках рождаются разные творения с помощью одних и тех же технических и художественных средств. И что еще важнее, раздел дает представление о том, насколько многообразна фотография как способ самовыражения. Как знать, может быть, внимательно ознакомившись с предлагаемыми работами, вы сумеете найти свой неповторимый стиль?

К настоящему времени вы уже уверенно обращаетесь с фотоаппаратом, знакомы с различными элементами построения кадра и умело пользуетесь ими, кроме того, работали с самым разнообразным оборудованием. В сущности, вы начали овладевать искусством фотографии. Не исключено, что вы не считаете нужным вырабатывать собственную манеру фотосъемки и хотите остановиться на достигнутом. Возможно, вы пользуетесь фотоаппаратом лишь как фиксирующим устройством, которое в точности запечатлит родных, друзей, события, минуты отдыха или считаете его только подсобным средством в каком-либо ином занятии. Но скорей всего сейчас у вас уже появился интерес к фотографии как к виду творчества.

Фотография как средство выражения

В начале книги говорилось о различиях между зрением и фотографией. Вы узнали, что зрение человека избирательно и субъективно, а фотоаппарат просто фиксирует увиденное. Однако совершенствуясь в фотоделе, вы все яснее будете понимать, что и фотоаппарат имеет «свой взгляд». Тем более, если вы этого хотите. Фотоаппарат может запечатлеть даже то, чего глаз человека никогда не видит. Все зависит от фотографа.

На заре фотографии ее использовали прежде всего как способ для регистрации изображения. Высказывались опасения, что фотография заменит живопись в таких жанрах, как портрет и пейзаж. Фотографы пытались разрабатывать идеи и темы «высокого» искусства, в то время как изобразительные возможности фотографии стали одной из причин, побудивших художников развивать свое творчество в абстрактных, субъективистских направлениях.

Даже в середине нашего века большинство людей пользовались фотоаппаратом в основном как устройством, регистрирующим изображение. Творчество в фотосъемке считалось технически слишком сложным и доступным лишь немногим знатокам своего дела. Фотохудожники были редкостью даже среди профессионалов. Однако достижения в области современной фототехники упростили многие технические операции, например измерение экспозиции. В то же время фотография утвердилась как вид творчества. Ныне признано, что и фотография, и живопись — это два различных искусства, и каждое из них имеет свои законы и возможности. Крупнейшие картинные галереи постоянно устраивают фотовыставки. Фотодело преподают в школах, художественных студиях и университетах; в наше время выходят сотни книг по фотографии. Все больше зорких и одаренных людей обращаются к фотографии как средству выражения своих идей. Направления и стили становятся разнообразнее.

До сравнительно недавнего времени большинство фотографов-профессионалов занимались черно-белой съемкой. Однако благодаря успешному развитию цветной фототехнологии и новому поколению фотографов, теперь и цветная фотография доказала свое право на творческую плодотворность и перспективность.

Изучение различных стилей

Рассматривая помещенные здесь работы, подходите к каждой фотографии критически. Они чрезвычайно разнообразны по стилям, и естественно не все непременно должны нравиться. Желательно обсудить их и поспорить.
Вернитесь к этим фотографиям спустя некоторое время и оцените их с точки зрения приобретенного опыта. Может статься, те изображения, которые сразу произвели на вас наиболее сильное впечатление, откроют мало что нового при повторном просмотре, а фотографии, выполненные в сдержанной и тонкой манере, будут с каждым разом казаться все привлекательнее.

Обратите внимание, насколько несхожи представленные здесь фотографы по тематике и изобразительным средствам. У некоторых из них пристрастие только к одному жанру: портрету, репортажной съемке, пейзажу, спортивной фотографии. Но сравните портреты Карша, Геррманна и Гобитса или «репортажи» Картье-Брессона и Арнольд, и вы увидите, в какой степени на работы, выполненные в одном жанре, влияет личность художника.

Многие мастера признают только черно-белую фотографию, особенно это относится к старшему поколению. Благодаря такой приверженности Картье-Брессон и Брандт выработали приемы, непригодные для цветной фотографии. Брандт, к примеру, создал индивидуальную стилистику тона, контраста и игры света и формы, и с помощью этого выразительного средства он говорит о самых разных предметах. А в эстетичных работах Хааса и Тернера именно цвет — основной объект съемки: в черно-белой фотографии их живое цветовое воображение утеряло бы свою выразительность.

Для одних наибольший интерес представляет сюжет фотоснимка, другие видят воплощение сюжета в самой форме изображения. При всех различиях между Керте-шем, Картье-Брессоном и Фридлендером, все они главное внимание уделяют содержанию своих работ (это, правда, не значит, что форма не играет в композициях никакой роли). Выбор объекта съемки у них во многом зависит от личного отношения к жизни. Их фотографии в известной степени выражают мировоззрение автора. «Сюжеты» Хааса, Каллагена и Тернера более абстрактны и в большей мере относятся к «чистому» искусству. Они призваны воздействовать на зрителя сами по себе; этюды Каллагена, например, посвящены структуре и рисунку, и в данном случае не так уж важно, что именно послужило объектом съемки.

Приемы фотосъемки, оборудование и материалы у разных фотографов разные. И в этом тоже сказывается своеобразие авторской манеры, стиля. Один фотограф в поисках новых выразительных форм использует все, что может предложить фототехника, а другой обходится самым необходимым. Герри Крэнем, например, применяет разнообразное оборудование, чтобы запечатлеть движение, которое не способен подметить человеческий глаз, или события, в которых сам фотограф не принимает участия. Он стремится воссоздать захватывающую атмосферу спортивных состязаний. Карш, напротив, пользуется статичными фотоаппаратами со штативом, зачастую громоздкими павильонными моделями — он снимает портреты. Картье-Брессон фотографирует только простой камерой и видоискателем с дальномером и редко заходит в лабораторию, полагаясь на работников фотоателье. Многие фотографы не обрабатывают и не печатают отснятые пленки. А вот Джерри Ульсманн именно в лаборатории начинает по-настоящему творить, а отснятую пленку рассматривает как сырье для монтажей и многократных экспонирований.

Некоторые фотографы (Кертеш, Фридлендер, Картье-Брессон) снимают объекты, строго соблюдая пропорции и объемы, они даже при увеличении отказываются от кадрирования. Другие наоборот всячески воздействуют на объекты, управляют ими: заставляют позировать, подбирают задний и передний планы, освещение, добавляют различные предметы. Карш и Гобитс, например, необыкновенно тщательно строят композицию и готовят съемку портретов. Между тем Гобитс даже в съемке мод стремится к естественности, а творчество Карша отличают строгость и осмысленность.
Воздействие на изображение продолжается во время обработки и печати и даже позже — Брандт под влиянием новых идей иногда изменяет ранее опубликованные фотографии. Кстати, нужно сказать, что показанные здесь снимки—лишь малая часть творчества фотографов. Они постоянно развивают и анализируют свои идеи, ищут новые пути, новые формы выражения. Динамика развития наглядно проявляется, когда смотришь работы одного фотографа, сделанные в разные годы. Это неотъемлемая черта творческой фотографии.

Охватив взглядом все творчество фотографа, можно судить о том, как он или она видит и воспринимает мир. Что также дает возможность проследить, как вырабатывается авторский стиль. Постарайтесь приобрести фотоальбомы тех авторов, которые покажутся вам наиболее интересными. Найдите работы других фотографов, увлеченных подобной темой или изобразительной идеей. Следите за появлением новых имен в фотографических журналах, посещайте выставки.

Как найти свой стиль

Нельзя выработать собственный стиль, стремясь к нарочитой «непохожести» или заимствуя находки других фотографов. Сначала обретите уверенность в себе, научитесь свободно обращаться с фотоаппаратом и другим оборудованием, постарайтесь снимать так, чтобы каждый кадр получался удачным. Затем, используя все эти качества, выразите свое отношение к людям, природе, событиям и вообще к жизни. Хорошо, если в снимках проявится ваша личность. Не ходите проторенными дорогами и не подавляйте собственной индивидуальности. Пусть вас не смущают критические замечания. Сами решайте, нравятся ли вам свои фотографии и как можно улучшить их.

Если хотите разрабатывать определенную тему, выберите предмет, который глубоко изучили, хорошо знакомый по личному опыту или вызывающий у вас живой интерес. Например, фотограф, хорошо снимающий животных, должен быть еще и натуралистом. Чтобы рассказать языком фотографии о путешествии, нужно много знать о данной стране; снимать здания должен человек, разбирающийся в архитектуре. Если вы заинтересовались абстрактными изображениями или графическими рисунками, используйте эти приемы в разработке своей темы.

При необходимости вступите в фотоклуб или запишитесь на курсы фотографии, где можно обсуждать с другими людьми интересующие вас проблемы. Пусть даже вы не найдете единомышленников, зато будет возможность сравнить свою работу с другими, чтобы затем взглянуть на нее по-новому. И наконец, непременно заведите альбом собственных фотографий, хорошо наклеенных и оформленных, и время от времени просматривайте его, отмечая, какие изменения происходят в вашей творческой манере.