ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Оглавление Назад Вперёд
ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Майкл Лэнгфорд
Если вы хотите фотографировать в цвете, внимательно ознакомьтесь с этим разделом книги. В нем рассматриваются технические и эстетические особенности цветной фотосъемки. Здесь же приведены основные сведения, которые необходимы для чтения следующего раздела, посвященного обработке и печати цветной пленки. Уроки раздела следует разбирать по порядку, ибо каждый следующий урок является продолжением предыдущего. По мере освоения материала объясняются новые термины.

Цветная фотография по сравнению с черно-белой имеет ряд особенностей. Здесь приходится учитывать не только направление и характер освещения, но и его цвет, и подбирать пленку в зависимости от источника света, будь то солнце, вспышка или павильонные осветительные приборы. Кроме того, нужно выбрать между цветными диапозитивами и цветными негативами и отпечатками. Помните, что определение экспозиции в цветной фотографии требует особой тщательности, так как ошибки в этом случае приводят к искажению не только плотности и контраста, но и цвета.

Но самое главное то, что теперь придется мыслить и смотреть, учитывая свойства цвета, тем самым обогащая запас выразительных средств, который был приобретен при изучении черно-белой фотографии. Вы узнаете, как использовать цветовые сочетания и противопоставления цветов для достижения тех или иных эффектов. Рекомендации даны в виде чисто практических советов, поэтому вы должны сами глубже вникнуть в обсуждаемые темы и находить соответствующие объекты и ситуации и как можно больше фотографировать по мере освоения материала.

Результат съемки лучше всего виден на диапозити-
вах, так как нет искажений, которые часто возникают при печати. Вы сразу можете определить, насколько удачно выбрана выдержка, вид освещения. Если все же вы захотите обрабатывать цветные фотоматериалы в лаборатории, тогда, пожалуй, стоит прибегнуть к цветной негативной пленке.

Структура раздела

Первый подраздел посвящен различным видам цветной фотопленки. Вы узнаете, что на самом деле она состоит из трех черно-белых слоев, нанесенных один на другой. Это имеет прямое отношение к «балансировке» цветных пленок, от которой зависит точная цветопередача при данном виде освещения. Если освещение не соответствует пленке, вы должны установить на объектив корректирующий светофильтр.

Подраздел второй начинается со знакомства с основными понятиями, которые широко используются, когда речь заходит о цвете и взаимосвязи между различными цветами спектра. Материалы этого урока необходимо усвоить еще и потому, что они имеют непосредственное отношение и к цветной печати.

На страницах, посвященных построению цветного кадра, рассказывается, как использовать цветовой контраст, цветовую гармонию и приглушенные или резкие цвета для достижения того или иного эффекта. Пусть вас не смущает большое количество тех факторов, которые необходимо учитывать. Фотопримеры раздела специально подобраны так, чтобы проиллюстрировать конкретные теоретические позиции. Однако вы увидите, что на практике взаимоотношения цветов складываются по-разному.

Цвет может выступать в роли главного, доминирующего элемента фотоснимка, особенно если вы намеренно воздействуете на него с помощью светофильтров, того или иного вида пленки и освещения. В таком стиле сняты фотографии Пита Тернера. Но чаще цвет используют наряду с другими выразительными средствами для того, чтобы усилить впечатление от основного объекта съемки. Это прослеживается в работах Рольфа Гобитса и Герри Крэнема.

Что такое цвет?

До семнадцатого века считалось, что цвет — свойство предметов, которое не зависит от света. Исаак Ньютон доказал, что собственно свет и есть истинный источник всех цветов. Он расщепил солнечный луч на цветовой спектр, пропустив его под определенным углом через стеклянную призму. Затем он направил цветной пучок через вторую призму, которая восстановила бесцветный световой луч. Было очевидно, что полученный цветовой спектр сконцентрирован не в стекле призмы, а в самом свете.

Исаак Ньютон

Портрет Ньютона работы Годфри Кнел-
лера, 1702 год. Написан незадолго до вы-
хода в свет монументального труда учено-
го о свойствах света, в котором была
изложена его цветовая теория.


Титульный лист «Оптики» Ньютона

Ньютон изложил теорию цвета в своем
монументальном труде «Оптика». Ориги-
нальное издание вышло в свет в Лондоне
в 1707 году на латинском языке. В нем
рассмотрены также законы отражения и
преломления света и заложены основы
оптики как науки.


Открытие спектра

Современная гравюра на меди Б. Роуда, на которой Ньютон изображен в тот момент, когда он в темной комнате с помощью двух призм расщепляет луч света на спектральные цвета и вновь синтезирует его. Этим важным опытом в 1666 году было доказано, что источником всех цветов является свет.


Зеленый лист выглядит зеленым, потому что отражает зеленые лучи, содержащиеся в белом свете. Вы можете убедиться в этом, разглядывая зеленый предмет при красном неактиничном свете: поскольку зеленого цвета в освещении нет, предмет кажется черным. А вот пример из нашего обихода: когда покупаешь что-нибудь из одежды, зачастую подносишь вещь к двери или к окну, чтобы посмотреть, как она выглядит при дневном свете. Ведь свет ламп накаливания, хотя он и «белый», состоит из лучей, имеющих другую длину волны, нежели белый свет за окном, и поэтому изменяет видимый цвет вещей.

Свет является источником всех цветов. Цветные предметы отражают свет выборочно, причем только те его лучи (цвета), которые мы видим, поглощая остальные. Это происходит в результате четырех различных явлений: избирательного отражения пигментными молекулами, рассеяния, дифракции и интерференции.

Пигмент — наиболее распространенный избирательный отражатель света. Молекулы пигмента присутствуют практически во всем, что создано природой и руками человека: от растений и животных до красителей и красок. Каждый пигмент тяготеет к определенному лучу или группе лучей спектра. Они и поглощаются наиболее полно молекулами пигмента. Красный цветок, к примеру, содержит пигментные молекулы, которые поглощают все спектральные лучи белого света, кроме красного. Таким образом, он отражает только красный цвет.

Некоторые цвета образуются в результате особого вида отражения — рассеяния. Наиболее очевидным примером служит голубое небо, которое рассеивает лучи с короткой длиной волны (голубые). Не будь вокруг Земли атмосферы, солнце светило бы в черном небе, как на цветных фотографиях, сделанных с поверхности Луны. В небе часто присутствуют также частицы пыли и влаги, они рассеивают лучи в более широком диапазоне и голубой цвет становится чуть бледнее. Обычно, когда после грозы выходит яркое солнце, цвет неба бывает очень насыщенным, так как атмосфера очищается от пыли.

В результате того, что небо рассеивает свет, оно часто окрашивается в самые разные цвета. На восходе и закате низкие, косые лучи солнца проходят в атмосфере путь, на сотни миль длиннее, чем в полдень. Вследствие этого почти все голубые лучи спектра рассеиваются и дошедший до нас солнечный свет имеет оранжевую или даже красную окраску.

На поверхности некоторых предметов иногда появляются цветные блики, возникающие в результате дифракции или интерференции. Дифракция происходит, когда свет попадает на поверхность, состоящую из чрезвычайно тонких линий или борозд. Они преломляют свет так, что одни лучи теряют, а другие набирают силу. Поэтому в зависимости от угла зрения возникает легкое поблески-вание различных цветов. Дифракцию можно наблюдать на грампластинках, переливчатых шелковых тканях и перламутре.

Цветовая интерференция появляется на мыльных пузырях и пятнах нефти на воде. Мыло и нефть образуют чрезвычайно тонкую пленку. Свет отражается от обеих поверхностей пленки, и световые волны чуть смещаются, усиливая тем самым одни лучи и ослабляя другие. Это приводит к изменению цветов на поверхности.

Цветовое зрение и цветная фотопленка

Окружающие нас предметы приобретают цвет в результате взаимодействия источника света с поверхностью объекта. Однако тот факт, что мы видим их в цвете, это еще и результат работы приемного аппарата — наших глаз (или цветной фотопленки, которая в конечном счете предназначена для зрительного восприятия).

Человек, как известно, видит окружающий мир благодаря зрению и реакции мозга на изображение. Задняя поверхность глаза покрыта сетчаткой — микроскопической сетью, состоящей примерно из 130 миллионов светочувствительных клеток. Некоторые клетки реагируют на цвет; их называют колбочками. Они сосредоточены в основном вокруг центра сетчатки. Другие, более многочисленные клетки — палочки, гораздо чувствительней к свету, однако не различают цвет. Они в основном удалены от центра сетчатки. Колбочки реагируют на свет так, словно они состоят в равной мере из трех различных видов рецепторов, каждый из которых воспринимает только красные, только зеленые или только синие спектральные лучи. В результате любой цвет изображения порождает различные комбинации трех основных сигналов. Синий действует только на один вид рецепторов, сине-зеленый — на два, белый или серый — на все три. Этот принцип трехцветности и лежит в основе строения цветной пленки, которая состоит из трех отдельных эмульсионных слоев, чувствительных к красным, зеленым и синим лучам.

Правда, в отличие от цветной пленки чувствительность глаза при слабом освещении понижается с точки зрения цветности. В лунном свете почти невозможно разобрать цвет автомобиля, так как ночью наше зрение «работает» за счет высокочувствительных, но не воспринимающих цвет палочек. Цветная пленка при слабом освещении не меняется. Поэтому цветные фотографии можно снимать и при лунном освещении.

Еще одно различие между цветовым зрением и цветной фотопленкой обусловлено концентрацией колбочек в центре сетчатки. Глаза воспринимают цвет в полной мере лишь на узком участке поля зрения, на участке с наиболее резкой проработкой деталей. Происходит это незаметно потому, что глазное яблоко непрерывно двигается. Попробуйте смотреть перед собой в одну точку, затем возьмите цветной предмет и на вытянутой руке едва введите в поле зрения. Вы осознаете его появление и видите общие очертания, однако на периферии сетчатки недостаточно колбочек для iочного определения цвета, и взгляд приходится переводин,.

Большинство людей, глядя прямо на предметы при ярком освещении, различают цвета, их насыщенность и яркость. Однако, примерно 8% мужчин и 0,5' < женщин страдают нарушением зрения, которое приводит к той или иной форме дальтонизма. Наиболее распространенная его форма — отсутствие способности отличать зеленые и красные тона от серых. Нарушение цветового зрения, безусловно, серьезная помеха для занятий цветной фотографией и непреодолимая преграда для цветной печати.

Глаз посылает в мозг сигналы, которые тот обрабатывает. Мозг обладает цветовой памятью, а это значит, что мы часто склонны «видеть» те цвета, которые ожидаем. Мы знаем из опыта, что трава зеленая, а губы розовые, и не теряем уверенности в этом, даже когда смотрим сквозь защитные очки. Но стоит увидеть незнакомый предмет, и мы уже озадачены. Допустим, вы читаете на улице при голубоватом дневном свете и считаете эту страницу книги белой. Если затем вы войдете в комнату, освещенную лампами накаливания, то в течение короткого времени почувствуете, что в свете прибавилось оранжевых лучей, но скоро страница вновь покажется белой. Цвета в комнате воспринимаются как правильные, если у вас нет возможности тут же рассмотреть их при дневном освещении. Другими словами, цветовое зрение обладает способностью приспосабливаться к различным условиям.

Цветная фотопленка лишена этого качества. Поэтому, когда пленка, рассчитанная на дневное освещение, применяется в условиях искусственного, фотографии приобретают оранжевую окраску. Несмотря на механизм адаптации, вы сочтете эту окраску неприемлемой, особенно если станете рассматривать фото при дневном свете. Таким образом, цветная фотопленка объективнее зрения: она фиксирует не желаемое, а действительное. Однако и она способна отразить субъективный взгляд, например, при изменении насыщенности цвета с помощью недодержки или передержки.

Взаимоотношения цветов

Если вы занимались черно-белой фотографией, а потом решили переключиться на цветную, самое важное — научиться чутко улавливать взаимоотношения цветов и пользоваться этим свойством умело и со вкусом. Бывают цвета холодные и теплые, энергичные и спокойные; одни образуют гармоничные сочетания, другие, например, оранжевый и пурпурный, настолько неожиданны, что воспринимаются как вспышка, удар. При удачном использовании подобные цветовые эффекты значительно усиливают впечатление от цветной фотографии.

Серый цвет выглядит на черном фоне светлее, а на белом — темнее. Это явление наблюдается и при восприятии соседних цветов. Тот же серый кажется на зеленом фоне краснее, а на красном — зеленее. С помощью такого «одновременного контраста» можно придать композиции четкость, а подобное черно-белое фото выглядело бы слабым и вялым.

Цвет расширяет возможности фотосъемки, но требует и новых навыков. До тех пор, пока вы не научитесь хорошо разбираться во взаимодействии цветов, нужно внимательно следить за тем, чтобы цвет не отвлекал зрителя, не мешал восприятию и не нарушал композиции. Яркие цвета особенно выделяются по сравнению с другими элементами, порой даже «забивают» основной объект съемки. Но когда вы получите определенный опыт, цветная фотография станет в ваших руках выразительным средством огромной силы.