ПОСТРОЕНИЕ КАДРА
Оглавление Назад Вперёд
ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЪЕКТА
Майкл Лэнгфорд
Тон
В большинстве случаев объекты имеют широкий тональный диапазон между черным и белым цветами. На него влияет освещение, свойства материалов отражать свет, цвета объекта. Тона могут меняться очень резко, как на снимке скал и моря внизу, или плавно переходить из одного в другой, как на соседнем снимке озера.

Тон более всего ценен тем, что позволяет передать объем и форму, благодаря ему на снимках возникает ощущение трехмерности. К примеру, округлость головы мужчины на снимке на противоположной странице передана за счет различия тонов; на снимке озера едва заметное изменение тональных величин помогает подчеркнуть расстояние — с помощью воздушной перспективы.

Объект может содержать полный диапазон тонов, от черного до белого, может быть преимущественно светлым (светлая тональность) или преимущественно темным (темная тональность), может иметь сильную контрастность, когда тона ограничены полярными цветами — черным и белым. Снимки с темной и светлой тональностью обычно хорошо передают настроение, атмосферу. Первым часто присуща тонкость, вторым — серьезность и загадочность. Контрастные снимки создают ощущение силы, драматизма.

Тоном можно управлять с помощью экспозиции, выбранной вами для съемки, а также при проявлении и печати.

Выразительность и контрастность

Затененные дверные проемы, окна и арки иногда дают глубокие тени даже в условиях мягкого освещения. Они могут создавать замечательные контрастные вторые планы или «рамки», это позволяет сделать объект более выразительным, в особенности когда остальные части кадра ограничены нейтрально-серым тоном.


Тональный диапазон

Вы можете создать полный диапазон тонов, как показано на рисунке вверху, для этого нужно вырезать и склеить вместе маленькие кусочки фотографий. На левом конце шкалы — черные и темно-серые тона. Постепенно они переходят в светло-серые и белые. На снимке может быть представлен весь диапазон либо несколько величин одного конца шкалы или другого. Например, на снимке скал и моря (слева внизу) преобладают темные тона, они резко контрастируют с бледными тонами, а пейзаж (снимок справа внизу) состоит преимущественно из светлых тонов. Тональный диапазон снимка во многом зависит от экспонирования и печати. Если вы хотите, чтобы тональный диапазон был как можно более полным, делайте замеры по самым светлым и самым темным важным зонам объекта, а потом устанавливайте экспозицию по средней величине.

Темная тональность

Снимок загадочен и таинственен, эффект достигается за счет доминирующих темных тонов и нескольких ярких пятен.

Светлая тональность

На этом пейзаже бледные тона создают ощущение пространства и легкости.

Портрет в темной тональности

Мрачноватая, чуть тревожная атмосфера ва портрете справа создается прежде всего за счет доминирующих темных тонов. Выбор одежды, слабо освещенный фон — все это помогает сосредоточиться на лице и руках. Здесь чувствуется настроение. Портрет ясно передает характер человека, подчеркивая его индивидуальность. Хотя вся фигура дана темным пятном, она хорошо отличима от фона. Поэтому голова и руки не потерялись в море черноты.

Если вы делаете портрет в темных тонах, постарайтесь исключить все малозначащие светлые детали, которые могли бы контрастировать с основным объектом.

Портрет в светлой тональности

Легкий и изящный портрет в светлых тонах. Светлый фон, светлая одежда, светлые волосы, очень рассеянный, преимущественно фронтальный свет — и вот результат. Светлая тональность окружения помогла отразить свет и устранить темные тени.

Для подобных снимков выбирайте нормальную экспозицию, но стремитесь к тому, чтобы окончательный отпечаток вышел светлым, а не серым и плоским.


Тон и форма

Скалы выглядят объемными прежде всего за счет тональных изменений. Освещение было жестким, боковым, но поскольку экспозиция усреднила самые светлые и самые темные зоны, детали удалось сохранить. На снимке — широкий диапазон тонов.


Фактура
Поверхность окружающих предметов передается за счет фактуры. Фактура придает снимку естественность, характеризует объект, да и само это качество может представить интерес для съемки. Чтобы выявить фактуру, надо снимать либо крупным планом (справа), либо найти такое расстояние, когда крупные детали объекта, собранные вместе, образуют ее. Если использовать фактуру в качестве образного средства,она поможет усилить главную тему снимка, как на портрете внизу.

Для выявления фактуры наиважнейшую роль играют характер и направление освещения — они должны давать богатый тональный диапазон (который можно еще больше расширить при экспонировании и печати). При съемке очень крупных планов нужен хороший объектив, чтобы получить резкое и четкое изображение. При необходимости пользуйтесь штативом, это обеспечит фотоаппарату неподвижность.

Фактура и освещение

На верхнем снимке жесткий солнечный свет, падающий под углом, позволяет хорошо передать фактуру старой, видавшей виды двери. При съемке крупных планов часто требуется выделить какую-то легко распознаваемую деталь, в данном случае это задвижка.

Фактура кожи

Морщины придают лицу мужчины силу, вызывают интерес к нему. Мужчина стоял в тени, его кожу равномерно освещал мягкий отраженный свет, густых теней не было.

Разные фактуры

На нижнем фото фактура элементов, составляющих снимок, неодинакова. Мелкая галька и гладкий влажный камень переданы столь выпукло благодаря прямому и жесткому солнечному свету, находящемуся за объектом.


Линия
Линия важна для построения кадра, потому что вносит в снимки графический элемент. Она может объединить композицию, сведя вместе две разные части кадра; привлечь внимание к интересной детали или увести взгляд в бесконечность; разделить кадр; с помощью повтора создать рисунок. Линия может дать ощущение глубины.

Благодаря последовательному расположению линий в снимке появляется ритм. Например, дорога (справа) — ее центральная линия передает ощущение движения, которое контрастирует с более статичными вертикальными и горизонтальными линиями на нижнем снимке. Сильно искривленные и спиральные линии обычно придают снимку динамизм и напряженное состояние. Вертикальные и горизонтальные линии делают композицию более статичной. Вертикальные снимки подчеркивают вертикальные линии, а горизонтальные — линии горизонтальные.

Линию можно передать не только за счет формы предметов, ее можно создать за счет размещения нескольких объектов, их положения относительно друг друга. Направление линий учитесь менять, разрушая одни и выстраивая другие, изменив лишь точку съемки. Если камеру наклонить, вертикальные и горизонтальные линии превратятся в диагонали.

Серпантин дороги на этом снимке передает ощущение движения. Форма линии выявлена очень четко, потому что свет отражается от поверхности дороги, а фоном служит темный пейзаж.
Вертикальные
и горизонтальные линии

Тщательно скомпонованные линии под прямым углом друг к другу придают фотографии внизу ощущение неподвижности, упорядоченности.


Рисунок
Когда линия и форма повторяются, создается рисунок. Как и фактура, рисунок присутствует почти везде, от городского пейзажа до природных форм. Иногда он становится основным элементом объекта, но чаще используется как дополнительный, с тем чтобы построить композицию, создать гармонию, просто привлечь внимание. Если рисунок выступает в качестве вспомогательного элемента, пользоваться им нужно с осторожностью, иначе он нарушит равновесие кадра, будет преобладать над главным объектом.

При работе с рисунком важно слегка нарушить общий узор, ибо многократный повтор создает впечатление монотонности. Иногда в одной композиции полезно объединить несколько разных рисунков.

Говорить в данном случае об оптимальной освещенности едва ли правильно, но обычно при съемке рисунка важно выделить контрастирующие тона и приглушить остальные качества объекта — фактуру, форму. Изменение направления и характер освещения заметно влияют на рисунок.

Общее впечатление от рисунка можно усилить, используя кадрирование и разные точки съемки. Иногда эффект будет намного ярче, если выделить небольшую часть рисунка крупным планом, исключить элемент содержания и отвлекающие детали. Когда рисунок заполняет весь кадр, он оказывает более сильное воздействие.

Составной рисунок

На снимке слева соединены два рисунка — параллельные рейки стульев и расположение самих стульев относительно друг друга. Съемка велась с верхней точки, стулья заполняют весь кадр на плоском, тонально контрастном фоне. Идеален мягкий, даже дневной свет — при жестком освещении возникли бы тени и внесли беспорядок и в без того сложный рисунок. Экспозиция замерялась по сиденьям и земле, потом взято среднее значение.

Теневой рисунок

В ясный день, когда ярко светит солнце, постоянным источником интересных рисунков становятся тени. Снимок решетки был сделан сверху в предвечернее время под таким углом, чтобы избежать симметрии и повторения. Резкой перспективе
решетки противопоставлены ее плоские тени, пересекающие кадр. Экспозиция замерялась по освещенному тротуару, чтобы тени вышли темными и нейтральными и примыкали к решетке.

Несколько рисунков

На стройплощадках найти «рисунок» обычно нетрудно. На снимке ниже четкие формы здания контрастируют с бетонными плитами, образующими хаотичный рисунок на переднем плане. Чтобы усилить впечатление. оба рисунка как бы сжаты и уплотнены — за счет освещения и прямого угла съемки.

Рисунок и люди

Можно создать много интересных рисунков, используя ту или иную позу одного человека или группы людей. Но когда люди не позируют, «поймать» их в кадр достаточно сложно. На снимке справа запечатлеть мгновенный рисунок помогла верно выбранная точка съемки. Если бы фотограф стоял левее или правее, повторяющиеся линии трех профилей были бы утеряны.

Рисунок и пейзаж

Простой уравновешенный рисунок создан белыми сугробами снега. Рисунок сам по себе был бы малоинтересен, но здесь он является фрагментом композиции. Изящные формы деревьев и большой участок светлого неба контрастируют с линиями рисунка и усиливают его.


Форма
Форма является основой для построения кадра. Обычно это первое средство, с помощью которого мы различаем объекты. Вместе с линией она составляет структуру большинства композиций.

Форма—элемент двухмерный; однако освещение и тональный диапазон нередко придают форме характер трехмерности. Освещение способно также уничтожить форму совсем или, создав темные тени, объединить несколько форм в одну.

Формы можно усилить, если расположить их на простом, тонально контрастном фоне (скажем, на фоне неба). Крайняя степень такого усиления — силуэт — устранение таких характеристик объекта, как объемность и фактура. Силуэт позволяет еще больше выделить форму.

Если ваш объект содержит очень выразительные формы, постарайтесь расположиться так, чтобы они хорошо сочетались друг с другом. Тогда возникнет равновесие или плавное движение, а у зрителя появится желание всматриваться в изображение.

Форма и фон

Один из способов усилить интересные формы — показать их на простом фоне. Снимок, сделанный с уровня пояса (выше), выделяет две формы — палатку и фигуру, — создавая интересную и сбалансированную композицию.

Форма и ритм

Течение воды по уступам (слева) создает сильную абстрактную структуру. Чтобы усилить форму уступов, фотоаппарат пришлось расположить так, что он «поймал» белое отражение облачного неба в воде, делая изображение контрастным.

Форма и отражение

Зеркальные отражения в неподвижной воде можно использовать, чтобы удвоить и создать абсолютно новые очертания. На снимке справа форму и линию гор удалось усилить, прибегнув к недодержке. Экспозиция замерялась по ярким пятнам на поверхности озера, поэтому темные участки суши получились без деталей, они сливаются с собственным отражением и создают единую таинственную и коническую форму. Светлое небо и небольшие скалы, рассекающие поверхность воды, нарушают симметрию снимка.


Кадрирование формой и линией
Форму и линию можно использовать, чтобы сконцентрировать взгляд зрителя на основном объекте. В слабых снимках часто отсутствует центр композиции, либо сильные линии и формы отвлекают от главного.

Форма может направлять взгляд зрителя, обрамляя основной объект. Например, если вы снимаете через дверной проем или окно, возникает рамка внутри кадра. Выделенные таким образом объекты создают сильный акцент, привлекая внимание. В идеале элемент обрамления должен быть связан с содержанием, внутренним наполнением кадра — например, церковный двор, показанный через церковные двери, но для обрамления объекта подходит что угодно: деревья, здания, даже люди.

Сама рамка вашего снимка — это тоже форма, повторяющая прямоугольник. Геометрическая рамка будет контрастировать с круговыми формами.

Обрамление и направление взгляда

Для снимка слева была выбрана такая точка съемки, чтобы формы скал создали очевидную рамку и направили взгляд к маленькой фигуре альпиниста на втором плане. Широкий диапазон тонов старых скал хорошо передает форму и фактуру.

Два читателя на снимке внизу отрезаны от ненужных деталей благодаря съемке сверху со спиральной лестницы, которая служит обрамлением и направляет взгляд. Экспозиция замерялась по лестнице и по столу, потом взята средняя величина. Для действительно точного обрамления нужен фотоаппарат, который не делает ошибок, связанных с параллаксом.

Задание: выявление особенностей объекта

Выберите интересный пейзаж и сделайте следу ющие снимки:

A. В первом постарайтесь передать полный диапазон тонов вашего объекта. Потом сделайте еще три снимка: один в белых и серых тонах для передачи эффекта светлой тональности; другой в серых и черных тонах для передачи эффекта темной тональности; а также (если надо, подождите более сильного освещения) в темных и светлых тонах для передачи эффекта контрастности.

Б. С помощью освещения передайте рисунок. Объект должен занять весь кадр.

B. Крупным планом снимите структурную поверхность, качество ее постарайтесь выразить с помощью характера и направления освещения.

Г. Выделите на отдельном снимке детали внутри пейзажа. Сделайте два снимка: один должен подчеркивать форму отдельного объекта, другой — объединять две формы в одну, может быть, даже создавая один силуэт.

Д. Сделайте снимки с использованием линий, образованных дорогами, тропами, границами полей, даже искривленным хребтом горы, чтобы направить глаз к интересному элементу объекта.