ТЕХНИКА ФОТОСЪЁМКИ
НАВОДКА НА РЕЗКОСТЬ
Майкл Лэнгфорд
Глубина резкости
Обычно надо получить четкое и резкое изображение, но даже если вы хотите смазать его для достижения какого-либо эффекта, необходимо знать, как добиться оптимальной резкости. Для регулировки резкости существуют два основных способа: изменение глубины поля (зона, находящаяся в фокусе), которая зависит от положения диафрагмы, а также выдержки.

Диафрагма и глубина резкости

Две фотографии шахматных фигур на этой странице иллюстрируют, как решительно может повлиять на снимок изменение глубины поля. Если объект—отдаленный пейзаж или имеет малую глубину поля, как, скажем, фронтальный вид здания, изменение глубины поля не имеет серьезного значения, поскольку составляющие таких объектов находятся примерно на равном удалении от фотокамеры и при любом положении диафрагмы они получатся одинаково резкими. Но изменение диафрагмы (а вместе с ней и глубины поля) скажется на изображении с близкими элементами переднего плана и далекими элементами фона. По мере уменьшения отверстия диафрагмы, то есть увеличения числа f, передний план и фон будут резче.

В зеркальных фотокамерах с одним объективом диафрагму обычно регулируют следующим образом: независимо от выбранного вами числа f отверстие остается максимально открытым для фокусировки, чтобы объект был освещен ярко и
четко (при нажатии спусковой кнопки диафрагма закрывается до нужной величины). Многие из таких фотокамер оснащены «предварительной» кнопкой, которая закрывает диафрагму до рабочего отверстия, чтобы можно было проверить глубину поля до экспонирования. Если у вас именно такой фотоаппарат, убедитесь, как работает такая кнопка на практике,— когда вы ее нажимаете, изображение темнеет, но не обращайте на это внимания, отметьте другое — элементы объекта, бывшие ранее не в фокусе, теперь выглядят резче. Об изменении глубины поля важно помнить, когда вы работаете с малыми отверстиями диафрагмы—на переднем и заднем планах может оказаться больше сфокусированных элементов, чем вы ожидали или хотели.

Хотя в фотокамерах с дальномером фокусировочное пятно обозначено доволь но четко, глубина поля в них не видна. I этом случае помогает шкала глубины поля, расположенная на объективе. Она отмечает, какова глубина поля по обе стороны сфокусированного объекта при определен ной величине диафрагмы.

Отверстие диафрагмы—это первый регулятор глубины поля, но не менее важно и расстояние до объекта. Всегда легче добиться резкости кадра, когда изображе ние находится на значительном расстоянии от фотоаппарата.

Как величина диафрагмы влияет на глубину резкости

На двух рисунках справа объектив сфоку сирован по фигуре человека, при разной диафрагме меняется глубина поля объекта. При широко открытой диафрагме (вверху) дерево оказывается в фокусе перед плоскостью пленки, поэтому на снимке оно будет нечетким. Если прикрыть отверстие диафрагмы (внизу), пучки света сузятся. В результате дерево (и элементы переднего плана) образует меньшие круглые пятна света и дает в плоскости пленки более приемлемое по резкости изображение.

Глубина поля и резкость

На рисунке внизу и на двух снимках справа показано, что при съемке крупных планов глубина поля в равной степени распространяется перед
сфокусированным объектом и позади пего. На обоих снимках наводка на резкость—по центральной фигурке—не менялась: менялась величина отверстия диафрагмы. На верхнем снимке при f 16 глубина поля большая, поэтому фигурки вышли четкими и резкими и на переднем, и на заднем планах. Если мы всего лишь раскрываем диафрагму до f 2.8 (то есть уменьшаем глубину поля резкости)—нижний снимок,—фигурки на переднем и заднем планах становятся-нерезкими. Таким образом, при различных отверстиях диафрагмы (и глубине резкости), исходя из творческих соображений, можно добиваться интересных результатов. Глубину резкости можно регулировать, увеличивая или уменьшая расстояние от камеры до объекта. Поскольку зона резкости перед объектом и позади него меняется, меняется и он сам. При стандартном объективе 50 мм и расстояниях 0,9 м и больше глубина поля распространяется примерно на одну треть перед объектом и на две трети позади него.

Как получить максимальную глубину поля

Если вы снимаете пейзаж, уходящий вдаль, не всегда разумно ставить резкость на бесконечность. На верхнем снимке внизу объектив стоял на бесконечности при диафрагме f 16. Все получилось резко от горизонта до ближнего предела резкости (гиперфокальная точка) 5,4 м, поэтому элементы переднего плана смазаны. Чтобы максимально расширить глубину поля, наведите на резкость так, чтобы расширить ближний предел. Это позволит увеличить глубину поля, и горизонт станет самой дальней резкой точкой, в фокусе окажутся и элементы переднего плана. На нижнем снимке справа, сфокусированном для увеличения ближнего предела резкости, глубина поля возросла до 3 м от фотоаппарата.


Шкала глубины поля

На корпусе объектива рядом с фокусиро-вочным кольцом есть шкала глубины поля, она позволяет определять глубину поля при каждом значении отверстия диафрагмы. Эта шкала промаркирована в числах и показывает, какова глубина поля перед сфокусированным объектом и позади него. Например, когда объектив сфокусирован на 6.6 м, глубина поля при диафрагме f 16 будет от 3,3 м до бесконечности. При диафрагме f 2,8 она становится от 5,4 м до 7,3 м. Шкала показывает, какое число f нужно выбрать, чтобы получить на вашем снимке желаемую глубину поля (резкости).

Шкала глубины поля и расстояние до объекта

Чем ближе вы расположены к объекту, тем меньше глубина поля. На нижнем снимке объекгив был сфокусирован на ближайшую к нему точку объекта, диафрагма максимально открыта. Глубина поля всего 76 мм—все, что ближе или дальше, вышло крайне нерезко. При той же диафрагме тот же объектив позволит получить гораздо большую глубину поля, если его сфокусировать на более удаленный элемент объекта. При наводке на элемент объекта, расположенный, к примеру, в 4,5 м, глубина поля составит 4,2-5,1 м.

Даже при малом отверстии диафрагмы трудно получигь большую глубину поля, если снимать крупные планы. Это значит, что нужно быть особенно внимательным при наводке на резкость. Если вы хотите, чтобы резкость по всему объекту была равномерной, постарайтесь выбрать точку съемки, при которой большинство элементов объекта будут равно удалены от объектива.

Задание: исследуем глубину резкости

Выберите интересный объект, предпочтительно не в помещении, расположитесь так, чтобы передний и задний планы (до 6,6 м) включали детали. При хорошем освещении сделайте следующие снимки:

A. Наведите объектив на главный элемент объекта, максимально откройте диафрагму.

Б. При той же диафрагме, используя шкалу глубины резкости, наведите на резкость гиперфокальную точку.

B. Снова сфокусируйте объектив на основной элемент объекта, а отверстие диафрагмы закройте до минимума. (Пропорционально увеличьте выдержку.)

Г. С помощью фокусировки и диафрагмы добейтесь резкости основного элемента объекта и переднего плана, а фон пусть будет не в фокусе. Вращайте шкалу глубины поля.

Д. Фокусировкой и диафрагмой установите на резкость основной элемент объекта и задний план, передний оставьте нерезким. Снова вращайте шкалу глубины поля.

Е. Выберите деталь основного элемента объекта, максимально приблизьтесь для съемки крупных планов и повторите операции А и В. Сравните полученные результаты и определите, какой снимок самый лучший.


Выдержка и нерезкость
Фотокамера, имеющая диапазон выдержек, позволяет давать точное экспонирование при всех условиях освещения и, что не менее важно, позволяет выбрать, как передать движение: застывшим или смазанным. Неподвижный объект, снятый фотокамерой на штативе, в этом смысле будет выглядеть одинаково при любой выдержке. Но если объект движется (или вы некрепко держите фотоаппарат), разная выдержка даст разные результаты.

Как вам уже известно, выдержка определяет длительность времени, в течение которого свет попадает на пленку. Чем длительнее выдержка, тем более смазанным получится движущийся объект. Эффект этот зависит от того, как быстро объект движется по отношению к вам, как близко от него вы находитесь, движется он сбоку или прямо перед фотоаппаратом. При малой выдержке любое движение скорее всего получится «застывшим».

Некоторые фотографы снимают с кратчайшей выдержкой, чтобы на кадр не повлияло даже малейшее движение камеры, но в этом случае может исчезнуть всякое ощущение действия. Если давать выдержку подольше, посредством рассеяния и смазывания можно добиться самых разнообразных эффектов.

Опора для фотоаппарата

Разные величины выдержек не только замораживают или смазывают движение объекта, но и уменьшают или увеличивают любую вибрацию фотокамеры в момент экспонирования. В большинстве случаев при съемке вы должны держать аппарат абсолютно неподвижно. При выдержках от 1/250 с и еще короче вибрация фотоаппарата на снимке не отразится.
при условии, что вы стоите спокойно. Выдержка 1/125 с также достаточно надежна, но помните, что нажимать на спусковую кнопку нужно мягко. Если требуется более длительная выдержка, фотокамере нужна дополнительная опора. Уприте локти в бедра, подставьте колено, еще лучше, если опорой фотоаппарату будет стол или даже земля. Иногда можно крепко прижать фотоаппарат к стене или к дереву, что будет надежной опорой при длительном экспонировании — 1 с или больше. Но лучше всего — складной штатив со спусковым тросиком. Если основание ровное, можете спокойно давать большую выдержку

Выдержка и движение объекта

На всех трех снимках велосипедисты двигались с одинаковой скоростью, но выдержка равнялась 1/30 с слева. 1/125 с посередине и. 1/500 с справа. На снимке с самой короткой выдержкой движение «заморожено» — изображение задерживается на пленке на столь незначительное время, что никакого движения не видно. На снимке с самой длительной выдержкой, 1/30 с, группа велосипедистов смазана, они отделены от фона, и возникает сильное впечатление скорости. При выдержке 1/125 с деталей больше, и только самые быстрые элементы — спицы колес — как бы смазаны, хотя ощущение действия все равно есть.


Нерезкость и направление движения

В отличие от велосипедистов, эти три снимка делались с одной выдержкой, 1/60 с. Различная степень нерезкости объясняется исключительно направлением движения. Встречное движение (фото справа) или движение от камеры всегда дает менее смазанное изображение, чем при движении вдоль плоскости (фото слева). На центральном снимке мальчик движется по диагонали, это дает промежуточный эффект. Поэтому если освещение или другие факторы заставляют вас снимать с большой выдержкой, но резко, снимайте происходящее прямо, а не сбоку.



Получение смазанного изображения

Иногда впечатление от объекта, если он видоизменен, оказывается интереснее, чем при обычной съемке.

Движение камеры

Почти все затворы имеют положение «В» — со штативом можно давать длительное экспонирование вручную, как, например, для ночной съемки моста (5 с при f 11). В варианте справа экспонирование длилось еще две секунды, в это время аппарат чуть наклонили вперед. В результате каждый источник света, следуя за движением камеры, дал вертикальную линию на фоне темного неба.

Смазанный фон

При съемке вовсе не обязательно, чтобы фотоаппарат был полностью неподвижен. Мотоциклиста справа снимали из движущегося грузовика. Выдержка всего 1/60 с, но поскольку мотоциклист ехал с той же скоростью, что и грузовик, он получился как бы стоящим на месте. Зато деревья, особенно по краям снимка, прямо-таки несутся, и создается впечатление скорости. Как и в случае со всеми снимками, получить такой результат можно простым фотоаппаратом.

Задание: изучаем движение и смазанное изображение

Выберите сцену с объектами, движущимися в разных направлениях и с разными скоростями (лучше всего—спортивное состязание). Сделайте четыре снимка:

A. С возможной кратчайшей выдержкой.
Б. С выдержкой 1/8 с.
B. С выдержкой 1 с.
Г. С выдержкой 1/8 с, но во время экспонирования чуть поведите фотоаппаратом в направлении движения объекта.

Выберите наиболее интересный, на ваш взгляд, снимок.


Диафрагма и выдержка
Рассмотрим самые важные составные части фотографического процесса: фокусировку, отверстие диафрагмы и затвор. Функция фокусировки наиболее ясна. Она необходима, чтобы резко запечатлеть ключевую часть снимка — здание на фоне пейзажа, лица в группе, глаза на портрете — крупным планом. Диафрагма и выдержка влияют на изображение двояко. Во-первых, они регулируют количество попадающего на пленку света—отверстие диафрагмы меняет яркость света, затвор контролирует время, в течение которого свет воздействует на пленку. Во-вторых, выдержка и диафрагма сами по себе влияют на качество снимка. Диафрагма меняет глубину поля, что важно, когда объект включает в себя элементы, по-разному удаленные от фотоаппарата. Выдержка влияет на изображение, когда объект или камера движутся.

Сочетание выдержки и диафрагмы

Чтобы четко запечатлеть изображение, пленке необходимо определенное количество света, то есть экспонирование должно быть оптимальным. При нормальных условиях освещения не так важно, снимаете вы с малой выдержкой и широко открытой диафрагмой или с большой выдержкой при маленькой диафрагме; в обоих случаях на пленку попадает одинаковое количество света.

На рисунке внизу показана взаимосвязь между отверстием диафрагмы и выдержкой фотоаппарата. Он поможет вам менять эти величины и влиять на изображение, а количество света на пленку оставлять без изменения. Например, ваш экспонометр или инструкция к пленке рекомендуют экспонировать данный объект при 1/60 с и f 8. Но вместо этих величин вы можете дать экспозицию 1/500 с и f 2,8 или 1/15 с и f 16. При каждом сочетании на пленку попадает одно и то же количество света, но, как видно по снимкам на странице справа, изображения получатся разные. Величинами диафрагмы и выдержки можно варьировать, чтобы добиться желаемого эффекта.

Выбор экспозиции

Иногда установку экспозиции определяет только уровень освещенности. Он может быть таким низким, что вам придется использовать длительную выдержку и максимально открыть отверстие диафрагмы, иначе изображение вообще не получится. Или уровень освещенности так высок, что требуется кратчайшая выдержка и самое малое отверстие диафрагмы. Но в большинстве случаев экспонометр подскажет, что у вас есть несколько комбинаций выдержки и диафрагмы.

Определив экспозицию, надо решить, каким вы хотите видеть снимок. Подумайте, как можно использовать глубину поля, чтобы выделить выбранный элемент объекта или чтобы передать в фокусе все изображение. Выбирая выдержку, не забывайте, как сказывается на результате вибрация камеры и движение объекта.

Сочетание величин диафрагмы и выдержки показывает, как одинаковую экспозицию получить разными путями. Если с изменением числа f соответственно меняется выдержка,пленка получит необходимое количество света. Если экспонометр (или инструкция к пленке) предлагает одно из таких сочетаний, вы можете воспользоваться ими, чтобы изменить глубину поля или зону нерезкости. Если же поменяется один параметр, а другой остается без изменения, общая экспозиция изменится. Например, при выдержке 1/30 с и f 8 на пленку попадает вдвое больше света, чем при 1/60 с и f 8.
Управление фотоаппаратом

Расположение кольца диафрагмы и шкалы выдержек, показанное выше, является типичным.

Некоторые фотоаппараты оснащены сопряженными кольцами. Установив любое сочетание диафрагмы и выдержки и вращая кольца вместе, вы сохраняете выбранную экспозицию, потому что величины диафрагмы и выдержки при вращении меняются в обратно пропорциональной зависимости.


Экспозиция при 1/500 с и f 2,8

Снимок сделан с очень маленькой выдержкой и широко открытой диафрагмой. Даже самое быстрое движение (в кружке) «застыло», а из-за широко раскрытой диафрагмы почти весь задний план (в квадрате) остался нерезким.

Экспозиция при 1/60 с и f 8

Общая экспозиция этого снимка такая же. как у предыдущего, за счет более длительной выдержки и меньшей диафрагмы. Самое быстрое движение (в кружке) смазалось, детали средней удаленности вышли резко.

Экспозиция при 1/15 с и f 16

Экспозиция осталась неизменной из-за очень длительной выдержки и малого отверстия диафрагмы. Движение смазано, но при такой малой диафрагме почти вся сцена выглядит в фокусе (квадрат).

Экспозиция при 1/15 с и f 2,8

Если объект очень слабо освещен, можно объединить длительную выдержку с широко открытой диафрагмой — на пленку попадет больше света. В этом примере можно сохранить ту же экспозицию при выдержке 1/2 с и f 8 или 2 с и f 16, но камеру нужно держать совершенно неподвижно, лучше поместить ее на штатив, объект также должен быть неподвижен.

Памятка: приступаем к съемке

От фокусировки зависит, какая часть объекта выйдет резко.
При фокусировке объектива на резкость наводятся разные части объекта, расположенные на разных расстояниях от камеры. Можно замерить расстояние до объекта либо определить резкость с помощью фокусировочного экрана или дальномера.

Зона резкости контролируется диафрагмой
Диафрагма не только определяет количество пропускаемого света, но и глубину резко изображаемого пространства (поля). Кольцо диафрагмы промаркировано в числах f. Чем число f больше, тем меньше отверстие диафрагмы и тем больше глубина поля. Глубина поля так же увеличивается, если вы работаете с объективом, имеющим более короткое фокусное расстояние, или увеличиваете расстояние до объекта.

От выдержки зависит, как передано движение
Затвор контролирует время, в течение которого изображение попадает на пленку, и соответственно величину нерезкости снимка. Нерезкость меняется в зависимости от движения камеры, а также от направления движения объекта и расстояния до него.

Экспозиция определяется диафрагмой и выдержкой
При съемке обычно есть возможность
установить какую-то комбинацию диафрагмы и выдержки. При условии хорошей освещенности вы можете выбрать то, что вас больше устраивает: широкая или узкая глубина поля, застывшее или сма занное движение.