ТЕХНИКА ФОТОСЪЁМКИ

ТЕХНИКА ФОТОСЪЕМКИ
Майкл Лэнгфорд
В первом разделе вы познакомитесь с оборудованием и материалами для фотосъемки, там же рассказано об основах работы с фотокамерой. Далее речь пойдет о создании изображения и о светочувствительности. Знакомство с фотоаппаратами начинается с обычной современной фотокамеры и постепенно доходит до распространенной «зеркалки» с одним объективом. Каждый элемент управления фотоаппаратом рассматривается отдельно, чтобы было ясно, каков его практический вклад в создание фотоснимков. Затем — краткое изучение совместной работы всех составляющих фотоаппарата. В заключение— выбор пленки и измерение экспозиции.

Вполне возможно, у вас нет лаборатории для проявления и печати, вы никогда не проявляли пленку и даже не имеете понятия, как работает фотоаппарат, то есть вы начинаете с нуля. В таком случае для вас эта часть книги — наиболее важна. Здесь объясняются все термины — число f, глубина поля, экспозиция, — с которыми придется постоянно сталкиваться. Если опыт у вас есть, этот раздел поможет оценить свои знания, проверить себя.

Прорабатывайте материал страницу за страницей, потому что термины объясняются по мере их появления и последовательно сменяют друг друга. Не ограничивайтесь чтением. Закрепляйте прочитанное на практике, выполняя предлагаемые задания. Если по мере усвоения материала будете делать снимки, процесс чтения покажется более интересным и полезным. Потребуется фотокамера с обычным объктивом, фотоэкспонометр и черно-белая пленка.

Для начала понадобится много пленки, потому что некоторое время уйдет на то, чтобы добиться желаемых результатов. Вы будете делать снимки-сравнения, снимки-эксперименты— ошибки здесь неизбежны. Практикуйтесь больше, ведь полученные результаты дадут материал для сопоставления.

Прежде чем выбрать и установить значения величин
для фотосъемки, подумайте; для каких целей вам нужен этот снимок? Может быть, хотите сравнить результат, который получился при других значениях? Или проверить методику на конкретном объекте? Или сознательно нарушаете правила, чтобы посмотреть, каков будет зрительный эффект? Привыкайте делать несколько вариантов одного снимка. Вам будет легче запомнить оптимальные значения найденных величин, если вы станете их записывать. Проявляйте и печатайте пленку, не мешкая, и критически оценивайте результаты, запоминайте или записывайте их.

На этом этапе идеальных снимков ожидать не приходится. Ваши первоначальные результаты будут носить характер упражнений. Постарайтесь извлекать пользу из своих ошибок, как и из своих достижений. Сначала выбирайте для съемки простые объекты, избегайте сложных условий освещенности, таких как резкие контрасты между светом и тенью, не снимайте в плохо освещенных помещениях. Ваша основная задача на этом этапе — привыкнуть к фотоаппарату, научиться свободно с ним обращаться. Только тогда можно спокойно «работать через фотоаппарат», легко снимать любые объекты и уверенно чувствовать себя при любых условиях освещенности.

Структура раздела

Начнем с разбора простого и дешевого фотоаппарата, поскольку у него есть все необходимые элементы — объектив, затвор и видоискатель. Вам предстоит научиться заряжать пленку, скорость и точность зарядки станет одинаковой для всех типов фотокамер. В простом фотоаппарате величины для установки объектива и затвора либо зафиксированы, либо имеют очень узкий диапазон. Поэтому такой фотоаппарат является несложным и удобным в работе.

Однако отсутствие регулировки скоро перестанет вас устраивать. Захочется подойти ближе к объекту, работать при любом освещении, попробовать выделить часть снимка и расфокусировать остальное изображение. Для чего потребуется более широкий выбор объективов и различные скорости срабатывания затвора. Поэтому далее мы рассмотрим фотокамеру посложнее, которая имеет большую маневренность за счет дополнительных возможностей объектива, диафрагмы и затвора. Речь пойдет преимущественно о зеркальной фотокамере на 35 мм с одним объективом — она наиболее популярна и относительно проста.

Работая зеркальным фотоаппаратом с одним объективом— «Пентакс», «Никон», «Минольта» и «Кэнон»,— вы с большей точностью можете предвидеть, как будет выглядеть фотоснимок, потому что видите прямое изображение, принимаемое объективом. Все эти камеры — как бы основа целой системы самых разнообразных объективов, дополнительных принадлежностей и насадок, которыми вы научитесь пользоваться по мере овладения техникой фотографии.

Таким образом, «зеркалка» на 35 мм с одним объективом является основным аппаратом, который разбирается в этой книге. Однако информация в виде схем и рисунков подходит и для других типов фотокамер. Если фотокамера побольше, например, зеркалка с двойным объективом или хороший аппарат на 35 мм незеркального типа, вы все равно найдете в книге все необходимые рекомендации.

Первый элемент управления — фокусирующее кольцо на объективе. Как уже было сказано, фокусировка объектива сходна с фокусировкой глаза. В фотокамерах используются различные устройства, чтобы показать, какие именно части снимаемой сцены находятся в фокусе. В одних случаях вполне достаточно поставить на шкале расстояний фотоаппарата соответствующую величину. В других изображение в видоискателе будет двоиться, если резкость выставлена неточно. Лучше всего фотокамеры с матовым стеклом — они показывают, как в действительности выглядит изображение, какие его части в фокусе, а какие нет, каков будет общий эффект. «Зеркалка» с одним объективом — одна из таких фотокамер.

В этом и следующем разделах рассматриваются только «нормальные» объективы — те, что продаются непосредственно с фотоаппаратом и, как считается, дают обзор, наиболее схожий с обзором, который открывается глазу. Камера на 35 мм обычно оснащена объективом с фокусным расстоянием 50 или 55 мм. Если ваша фотокамера больше или меньше, «нормальное» фокусное расстояние соответственно увеличивается или уменьшается. Например, оно становится 80 мм для аппарата с катушечной пленкой и квадратным кадром 6x6 см и 25 мм для карманной фотокамеры типа 110.

Второй элемент управления фотоаппаратом — это диафрагма. Она рассматривается после фокусировки потому, что помещена на фотоаппарате рядом с фокусирующим кольцом, но есть и другая причина—резкость снимка зависит и от диафрагмы. Отверстие диафрагмы контролирует количество света, попадающего в фотоаппарат. Чтобы управлять этой величиной, вы должны привыкнуть к шкале «чисел f» и усвоить, как при одном фокусном расстоянии положение диафрагмы влияет на резкость снимка. Очень удобно, если в видоискателе сразу видно, как именно влияет на освещенность и резкость объекта изменение отверстия диафрагмы. Зеркальный фотоаппарат с одним объективом обладает и этим свойством.

Третий элемент управления — затвор. Затвор определяет, когда и на какой отрезок времени пленка подвергается световому воздействию. Скорость срабатывания затвора (выдержка), которую вы выбираете сами, довольно любопытно влияет на то, как движущиеся объекты будут выглядеть на снимках.

Диафрагма и затвор управляют экспозицией — общим количеством света, попадающим на пленку. Первый показатель регулирует величину, или интенсивность света, другой — время, в течение которого он действует. Начинающих фотографов часто беспокоит необходимость самим выбирать экспозицию. Но, как правило, это довольно просто. Современные экспонометры достаточно точны, и даже небольшие отклонения не повлияют на результат при съемке на черно-белую пленку. Важно знать, как получить показания точно и быстро и какого эффекта можно достичь при передержке или недодержке.

Развитие техники фотосъемки

Если вы собираетесь покупать фотоаппарат, внимательно изучите этот раздел. Первой популярной фотокамерой, изобретенной Джорджем Истменом свыше ста лет назад, можно было сделать 100 снимков шириной 8 см. После окончания съемки фотокамеру полагалось вернуть изготовителю, где ее вскрывали, чтобы проявить пленку, а затем сделать отпечатки. Несколько лет спустя Томас Эдисон, работая над созданием киноаппарата, воспользовался катушечной пленкой „Истмен Кодак", сделав ее вдвое уже, то есть шириной 35 мм. Вдоль каждой стороны у пленки были прорези, чтобы она свободно проходила через камеру и проектор. Много позднее, в 1924 году, сотрудник немецкой компании по производству микроскопов Е. Лейтц сконструировал маленькую фотокамеру, которая позволяла делать фотоснимки на пленке 35 мм, применявшейся в кино. Этот фотоаппарат был назван «Лейка» — первая высокоточная фотокамера на 35 мм — формат, самый популярный и в наши дни.

Вплоть до второй мировой войны в фотокамерах в основном использовали катушечную пленку типа «Рол-лейфлекс». Профессионалы, однако же, предпочитали фотоаппараты больших размеров, с фотопластинками, а позднее с форматной пленкой. Фотокамеры на 35 мм не имели особой популярности, поскольку отпечатки, сделанные контактным способом с крошечных негативов, выходили слишком маленькими. Качество объективов оставалось слабым, за исключением очень дорогих моделей. «Миниатюрная» пленка была не в состоянии четко проработать детали, и увеличенные кадры сильно разочаровывали. Для замера экспозиции приходилось пользоваться таблицами или экспонометром размером с современный кассетный магнитофон.

В 50-е и 60-е годы качество оптики объективов повысилось, расширилось производство (особенно в Японии) высокоточных зеркальных фотоаппаратов с одним объективом. Благодаря этому фотоаппараты на 35 мм стали наиболее популярной и универсальной фототехникой в мире. Сегодня всеми достоинствами камер на 35 мм обладает меньшая камера типа 110 (ширина пленки 16 мм). А если к тому же и окончательные отпечатки хорошего качества, камера меньшего размера всегда будет иметь успех.

В 1948 году появилась фотосистема, позволившая делать мгновенные фотоснимки. Эта фотокамера со специальной пленкой обладает колоссальным преимуществом. Результаты проверяют прямо на месте и сразу исправляют ошибки. Но есть и недостатки: материалы стоят дорого, для серьезных фотосъемок возможности слишком ограничены, а в большинстве систем нет негатива, а есть уже готовый отпечаток.

Первые фотокамеры

К концу девятнадцатого века популярность завоевали ручные фотоаппараты,- так называемые «детективные»,потомучто поначалу они использовались в работе полиции. Пожалуй, самым знаменитым из них стал «Кодак», изобретенный в1888 году. Выше показана модель 1889 года, позволившая любителям самим делатье свои снимки, а не отправлять фирме для проявления.

Выбор фотоаппарата

В наши дни выбрать фотоаппарат так же просто и так же сложно, как выбрать автомашину. Какого рода снимки вы собираетесь делать? Какими средствами располагаете для покупки оборудования и фотоматериалов? Какой тип и форма фотоаппарата вас устраивают? Если собираетесь фотографировать часто, весьма вероятно, что на пленку денег уйдет больше, чем на сам фотоаппарат. При покупке пленки шириной 35 мм, рассчитанной на 36 кадров, один кадр все-таки обойдется дешевле, чем при использовании катушечной пленки. (А вот и более глобальный выбор - плёночный фотоаппарат или цифровой? - Прим. ред.)

Если говорить о фотокамерах на 35 мм, конструкции с отдельным (не зеркальным) видоискателем стоят дешевле, чем механически более сложная зеркалка с одним объективом. Но вдруг случится так, что вскоре вы соберетесь покупать дополнительные объективы, приспособления или насадки? Если вероятность велика, то лучше всего остановить выбор на зеркальном фотоаппарате — именно на него прежде всего рассчитана вся система объективов и вспомогательного оборудования.

Определив для себя размер и тип фотоаппарата, взвесьте свои финансовые возможности. Рынок фототехники сейчас чрезвычайно насыщен. В рекламных каталогах есть перечень фотоаппаратов трех или четырех разных марок, и каждая имеет множество разновидностей. Как вы поступите — купите действительно отличный фотоаппарат и обычный объектив, а дополнительные приобретете позже? Или остановитесь на более дешевой модели с несколькими объективами?

Ограничьте свой выбор двумя или тремя моделями,
которые вам по карману, потом взвесьте возможности каждой из них. Хорошо бы попросить у кого-нибудь на время эту камеру и убедиться, что она вас устраивает. Примите во внимание габариты и вес; легко ли вам контролировать изображение и производить наводку на резкость; насколько просто и удобно регулировать размер отверстия диафрагмы, выдержку, «по руке» ли вам фотоаппарат.

В большинстве фотокамер имеются встроенные фотоэкспонометры отличного качества, и это тоже надо принять во внимание. Можно даже купить фотоаппарат с автоматическим экспонометром, который на основе заданной программы сам принимает решения. Это довольно эффективно и удобно; однако и здесь есть свои «но»: вы не знаете, при какой экспозиции сделан снимок, не можете частично экспонировать объект съемки, сознательно допускать передержку или недодержку для получения эффекта. Пожалуй, лучше всего в подобном случае фотоаппарат, где предусмотрена возможность либо автоматической, либо ручной установки экспозиции, что позволит вам научиться ставить экспозицию самому и творчески использовать различные дополнительные эффекты, которые она дает. Но если главное для вас — точное экспонирование, можете переключиться на автоматический режим, и на подготовку съемки уйдет меньше времени.

Не следует забывать о надежности. Всегда становится обидно, если вся пленка израсходована впустую, из-за того, что вышел из строя затвор или из-за плохой перемотки.

Изучив фотоаппарат до мельчайших деталей, вы будете чувствовать себя вполне уверенно, когда начнете работать над построением кадра. А пока постарайтесь как можно ближе познакомиться с основами фотосъемки, особенно с достоинствами и недостатками собственного фотоаппарата. Предлагаем четыре подраздела: простой фотоаппарат; приступаем к съемке (фокусировка, отверстие диафрагмы, затвор); наводка на резкость; определение экспозиции.