СВОЙ ВЗГЛЯД

Оглавление Назад Вперёд
ДЖЕРРИ УЛЬСМАНН: Сюрреалистические композиции
Майкл Лэнгфорд
Встреча с фотографиями Джерри Ульсманна похожа на путешествие в страну сновидений. Из его диковинных плывущих деревьев и замурованных в камни рук складывается мир подсознания. Ульсманн создает беспокойный мир фантазии, где не принимаются во внимание обычные правила перспективы и масштаба и не действуют естественные законы времени и пространства. Благодаря его техническому мастерству необычность изображений лишь возрастает. Высокое качество и резкая проработка деталей придают каждому отпечатку обескураживающую реалистичность. В отличие от других фотографов, с которыми знакомит настоящий раздел книги, Ульсманн использует фотолабораторию и ее технические возможности не просто для изменения, но для создания окончательных изображений. В его арсенале крайне непривычный набор оборудования: лишь один фотоаппарат (зеркальный нормального типа с квадратным кадром 6x6 см) и целых шесть увеличителей. Он считает, что проще всего делать комбинированные отпечатки так: вставлять отобранные негативы в разные увеличители и в промежутках между экспонированием перекладывать фотобумагу из одной рамки увеличителя в другую. Ульсманн всегда рассчитывает, как он сам говорит, на лабораторное открытие. Ведь в большинстве своем фотографы печатают изображения, которые они уже видели во время съемки, а Ульсманн пытается «открыть» интересное комбинированное изображение в фотолаборатории. Одновременно он стремится к тому, чтобы использовать возможности и свойства фотоматериалов в создании окончательного отпечатка.

Ульсманн сотнями делает снимки деревьев, рук, обломков скал, потемневших от времени бревен, обнаженных фигур, пейзажи. С каждого негатива тщательнейшим образом изготавливается контактный отпечаток, который хранится в фототеке, чтобы когда-нибудь позже он мог без труда занять свое место при воплощении очередного замысла. На этапе съемки Ульсманн лишь решает вопрос о возможном использовании изображения на ближнем или дальнем плане будущего комбинированного снимка. При обрамлении объекта он оставляет вверху или внизу негатива место. Помимо этого он не принимает никаких решений, пока не переступит порога лаборатории. Здесь, вставляя в увеличители негативы или контактные отпечатки на позитивной пленке, он начинает процесс построения кадра либо путем маскирования части изображения и впечатывания на это место другого изображения, либо путем наложения негативов. Порой он совмещает негатив с позитивом и получает сюрреалистическое сочетание тонов. Ульсманн избегает наложения изображений и разделяет их с помощью маскирования, чтобы каждое изображение смотрелось как отчетливая часть монтажа. Он делает отпечатки на фотобумаге с переменной контрастностью, и в сочетании со светофильтрами это решает проблему изготовления отпечатков с негативов, разных по контрастности, на одном листе фотобумаги.

Эквивалент, 1964

Фото слева представляет собой одно из наиболее причудливых произведений Ульсманна. Оно было отпечатано с двух отдельных негативов с черным фоном, который помог скрыть стык. Одинаковое по направлению освещение руки и обнаженной фигуры объединяет два изобра жения и подчеркивает сходство очертаний. Различие между фактурой руки и тела создает необходимый контраст.

Апокалипсис II, 1967

Этим комбинированным изображением Ульсманну удалось передать пронзительность откровения и благоговейного трепета. Верхняя половина фотографии состоит из двух негативов, которые были вставлены рядом в один увеличитель и отпечатаны на пленке. Полученный позитив с симметричными изломами линии горизонта и узором ветвей был затем отпечатан на верхней части листа фотобу маги. Нижнюю часть изображения — силуэты фигур на фоне моря — Ульсманн
отпечатал непосредственно с негатива.

Без названия, 1969

Фото, помещенное ниже, построено, как видно, на основе трех негативов: двукратно отпечатанного горного пейзажа (одна половина которого развернута в противоположную сторону), странного силуэта, напоминающего гороховый стручок, и повторяющегося изображения дерева, к которому привито другое дерево, имеющее вид корней. Повторив изображение дерева в уменьшенном масштабе и отпечатав его в более светлых тонах. Ульсманн нарушил симметрию и создал впечатление перспективы.

Без названия, 1972

Плотные очертания водорослей на переднем плане доминируют над тревожным морским пейзажем. Верхнюю часть фотографии Ульсманн изготовил путем совмещения негатива с аккуратно маскированным позитивом того же изображения, и получилось какое-то неестественное сочетание негативных и позитивных тонов.

Без названия, 1973

Ульсманн проводит шутливое сопоставление между идиллической декоративностью растительности на картине или гобелене и унылым видом настоящих голых деревьев. Сфотографировав картину под углом, Ульсманн заставляет зрителя невольно переводить взгляд от переднего
плана к заднему. Он наложил два изображения и тщательно затемнил места сты ков, поэтому они плавно переходят одно в другое на заднем плане.