СВОЙ ВЗГЛЯД
Оглавление Назад Вперёд
ЛИ ФРИДЛЕНДЕР: Жизнь современного города
Майкл Лэнгфорд
На первый взгляд, большинство фотографий Ли Фридлендера походит на торопливые опыты неловкого новичка. На его снимках запечатлены случайные, отрывочные мгновения, эпизоды городской жизни, на которые в иных обстоятельствах вольно или невольно не обратил бы внимания. Его даже можно было бы назвать фотографом «мыльных пузырей», то есть ничего не значащих событий, ибо он избирает для съемки объекты, которые не пришло бы в голову снимать ни одному фотографу. Например, серия его автопортретов представляет собой искаженные или усеченные отражения в зеркалах или витринах магазинов.

Бесполезно искать в фотографиях Фридлиндера какой-либо ясный смысл или идею. Однако его творчество характерно для нового поколения американских фотографов «социального пейзажа», которые находятся под влиянием Роберта Фрэнка и ставят перед собой задачу откровенно без прикрас изображать городскую жизнь.

Итак объектом съемки для Фридлендера служат город и его жители. Он снимает складным фотоаппаратом с фокусированием по матовому стеклу, пользуется только самым необходимым оборудованием и обходится тремя объективами — 28, 35 и 50 мм, — так как предпочитает фотографировать с близкого расстояния.

Подобно Картье-Брессону, он отводит себе роль наблюдателя, фиксирующего своей камерой некое мгновение. Но Картье-Брессон выжидает тот «решающий миг», когда объект и композиция наиболее выразительны, а Фридлендера привлекают случайные события повседневной жизни. Зачастую его фотографии представляют собой визуальные парадоксы, в которых зрителя на каждом шагу подстерегают весьма забавные загадки и подвохи.

Хотя Фридлендер утверждает, что не продумывает своих работ загодя, и поначалу его фотографии кажутся беспорядочными, на самом деле они продуманы до мелочей. Большинство его снимков, казалось бы, разрушают все традиционные, общепринятые представления о композиции. Зачастую в них нет основного объекта, или центра композиции, и весь кадр заполнен элементами, отвлекающими внимание. Задний и передний планы проработаны с одинаковой резкостью, а своим приемом усечения крупных форм краем кадра он заставляет зрителя водить взглядом по кругу, а то и вовсе отрывать его от изображения. Люди у него, как правило, обезличены: сняты сзади, заслонены фонарем или другими предметами или «срезаны» краем кадра.

Фотографии Фридлендера можно в одинаковой мере считать и вопросами и утверждениями, относящимися к городской Америке, и многое он предоставляет домысливать зрителю. Его работы заставляют нас задуматься, а не чересчур ли
нарочиты и искусственны все те хорошо скомпонованные фотографии, четко выявляющие главный объект съемки; не вернее ли случайность и отрывочность отражают жизнь современного города.


Чикаго, 1966

Характерный для Фридлендера «случайный» снимок загроможденной городской улицы. Люди здесь, как обычно на его фотографиях, обезличены и заслонены уличной «мебелью», и зрителю остается гадать, как будет выглядеть мужчина, когда его станет видно.

Коннектикут, 1973

В этой бессмысленной на вид уличной сценке использован любимый композиционный прием Фридлендера — разделение кадра на секции с помощью линейных предметов вроде уличных фонарей. Этот прием подразумевает, что зритель устанавливает связь между людьми или предметами в разных секциях: в данном случае кажется, что статуя солдата крадется за женщиной в других секциях.

Лос-Анджелес, 1967

Фигура без головы вверху кадра и голова без туловища внизу вызывают странное ощущение единства и непрерывности. В этом необычно симметричном изображении традиционные элементы композиции — линия, тон. равновесие — использованы Фридлендером скорее с целью отвлечь и запутать зрителя, а не сосредоточить его внимание на некой композиционном центре.

Гостиничный номер, Портленд, штат Мэн, 1962

В этой фотографии воплощена вся безликая казенность гостиничного номера, снятого в чужом городке. Лишь изображение на телеэкране вносит нечто -человеческое». Жесткое освещение помогает подчеркнуть пустоту и чувство отчужденности.