СВОЙ
ВЗГЛЯД |
Оглавление Назад Вперёд |
АНДРЕ КЕРТЕШ: Поиски необычного Майкл Лэнгфорд |
|
Андре Кертеш является одним из признанных мастеров
фотоискусства. Более шестидесяти лет он занимается тем, что останавливает
мимолетные мгновения, находя смысл и красоту в повседневной жизни обычных
людей. Кертеш наделен творческой непосредственностью, врожденным талантом
композиции, он зорко подмечает неожиданные, красноречивые подробности.
Его фотографии обманчиво просты, поначалу в них видится легкость моментальной
съемки. Однако при более внимательном взгляде обнаруживается необычайная
чуткость Кертеша к изобразительной форме, его великолепное умение строить
кадр. Как бы ни были сложны его работы с точки зрения композиции и количества
деталей, в них не бывает ничего избыточного. Однако никакие композиционные
соображения не подавляют в произведениях Кертеша реальности, и даже те
изображения, которые приближаются к абстрактным (например Мартиника, 1972),
всегда остаются накрепко связанными с окружающим миром. Кертеш во многом
предвосхитил творческую манеру, выработанную Картье-Брессоном и теоретически
обоснованную им в концепции «решающего мига». Главное различие между двумя
фотографами заключается в том, что Картье-Брессон строже придерживается
отстраненной, натуралистичной точки зрения и полностью сосредоточен на
том мгновении, когда действие достигает наибольшей выразительности. Кертеш
использует разнообразные точки зрения, иногда более, а иногда менее реалистичные,
порой даже изображая объекты в усеченном виде. Его интересует скорее не
миг наивысшего накала, а течение времени. И потом у Кертеша работы, пожалуй,
более личные и непосредственные и менее журналистские чем у Картье-Брессона.
Мало кому из фотографов удалось выдержать испытание временем столь достойно, как Кертешу. Его творчество неуклонно развивалось: от прямодушных видов Парижа 20-х и 30-х годов, через серии искаженных зеркальных изображений обнаженной натуры, до более формальных угловатых композиций последних лет. Но есть общая нить, связывающая все произведения Кертеша, — умение тактично и с юмором показать жизнь такой, какой она попадается ему на глаза. |
|
Комическая танцовщица,
Париж, 1926 В этой ранней фотографии уже сказалась тяга Кертеша к высокой точке съемки, что было характерной чертой многих работ более позднего периода. Композиция строится на шутливой параллели между вычурной позой танцовщицы, гипсовой фигурой и обрамленной фотографией на стене. Тона и очертания всех прочих предметов приглушены, так что обстановка, хотя и намечена, но не отвлекает внимания от основных, более светлых по тону изображений. |
|
Мартиника, 1972
Фото справа имеет сильное структурное сходство с произведениями художника Мондриана. В такой строгой композиции решающую роль играет отношение одной линии к другой и к краям кадра. Подобно всем работам Кертеша. эта фотография не есть чистая абстракция благодаря силуэту человека, проступающему сквозь матовое стекло. |
|
Возвращение
корабля, 1944 Корабль, словно плывущий по воздуху, а также отражение неба и дерева в луже вносят в фотографию элемент сюрреализма. Тональные контрасты, равновесие форм, ярко выраженная перспектива, направляющая внимание зрителя.— все это придает изображению убедительность и завершенность. |
|
Вашингтон-сквер, 1954
В этой прихотливой по рисунку фотографии нет никакой избыточности. К примеру, если закрыть фигуру человека в центре, вы увидите, насколько проиграет от этого изображение, несмотря на силу и красоту линий. За счет высокой точки съемки Кертеш сообщает великолепно сбалансированной композиции глубину и перспективу. Резкий контраст выявляет ритмичность выгнутых линий и форм. |
|