СВОЙ ВЗГЛЯД

Оглавление Назад Вперёд
БИЛЛ БРАНДТ: Форма и свет
Майкл Лэнгфорд
Билл Брандт занимался и документальной, и пейзажной, и портретной съемкой, но, вероятно, наибольшую известность ему принесли весьма оригинальные, искаженные изображения. Его фотографии схематичны и зачастую мрачноваты, им свойственна явная графическая направленность.

Брандт постигал основы фотомастерства, работая в Париже ассистентом художника-сюрреалиста и фотографа Мана Рэя. В 30-х годах он вернулся в Англию и, находясь под влиянием таких фотографов, как Картье-Брессон, посвятил себя репор-тажной съемке.

В своих работах Брандт запечатлел годы великой депрессии и Лондон времен «Битвы за Англию», но затем отошел от социального репортажа и обратился к пейзажам, обнаженной натуре, портретам. В начале 40-х годов он увлекся старым павильонным фотоаппаратом из дерева, на который установил один из первых сверхширокоугольных объективов. Оптические искажения, возникающие при крупноплановой съемке таким объективом, в сочетании с предельной глубиной резкости навели Брандта на мысль о возможности получения необычного изображения. Он начал со съемок в интерьере; позже, используя современные фотоаппараты и объективы, он перенес место съемок на берег моря и часто сопоставлял грубую фактуру песка и скал с плавными линиями женского тела.

В личных взглядах на фотографию Брандт выступает в некотором смысле антиподом своего современника Картье-Брессона. Брандта не назовешь консерватором: он располагает объект по своему усмотрению, использует дополнительное
освещение, например вспышку, добивается оптического искажения, если считает, что фотография выигрывает от этого. Он даже не против специальных приемов печати и ретуши и готов изменить тональный контраст снимка, который уже был представлен на суд зрителей.

За долгие годы иной стала не только тематика работ, но и творческая манера Брандта. Поначалу он натуралистично показывал игру света и тени в тончайших тональных переходах. Сегодня, заново печатая старые кадры, он стремится избавиться от мягких полутонов и придать изображению жесткую графичность. Все чаще он применяет высококонтрастную фотобумагу, добивается густой черноты теней и яркости светлых участков, приносит реализм и четкость деталей в жертву выразительности рисунка и композиции.

Октябрь 1959

В этом изображении, которое легко можно принять за скульптуру, пальцы словно высечены из камня. С помощью сверхширокоугольного объектива Брандт разрушил обычные пространственные отношения, а низкая линия горизонта в качестве фона, контрастные освещение и печать усиливают впечатление монументальности.

Февраль 1953

Это фото — наглядное подтверждение способности Брандта посредством освещения и тона вызывать ощущение таинственности и отрешенности. С помощью зеркала он исказил и как бы «дорисовал натурщицу, а ее выглядывающее из зеркала лицо усиливает сюрреалистический эффект. Обратите внимание на то. как четкие линии направляют взгляд зрителя на голову.

Май 1957

Фото вверху являет собою пример крайнего проявления черт, характерных для работы Брандта с обнаженной натурой. С помощью резкого контраста, форм, размеров, фактур и тонов он сделал фотографию, которую не назовешь ни пейзажем, ни обнаженной фигурой, — это какое-то непривычное сочетание того и другого. Рука преувеличенной массой заслоняет каменистый берег. А изломанные очертания и шероховатая поверхность скалы вступают в пронзительный диссонанс с плавными линиями белого цвета.

Топ-Уитенз, Йоркшир, 1945

Стремясь передать мрачное состояние природы, Брандт сделал этот снимок ненастным февральским днем. Высокочувствительная пленка, компенсирующая недостаток освещения, и короткая выдержка позволили ему фотографировать при диафрагме 11, что обеспечило достаточную глубину резкости. Он отпечатал негатив на контрастной фотобумаге и тем
самым добился резкого тонального перехода.