СВОЙ ВЗГЛЯД |
Оглавление Назад Вперёд |
ЭРНСТ ХААС: Творческое осмысление цвета Майкл Лэнгфорд |
|
Эрнст
Хаас, австриец по происхождению, приобрел известность благодаря изобретательному
и искусному обращению с цветом. Использует цвет не только как важный изобразительный
элемент, а порой и как основной объект съемки. Он необыкновенно талантливо
выражает суть увиденного средствами света и цвета в духе импрессионистов.
Хаас однажды определил фотографию как «превращение, а не воспроизведение».
Между тем как другие фотографы стремятся передать детали и тона объекта
по возможности реалистично, Хаас предлагает свое видение мира, в котором
воплощаются атмосфера и настроение пейзажа или сцены. Он начинал снимать
в цвете на крайне нечувствительной (12 ASA) 35 мм пленке «Кодахром 1».
Цветовые свойства этой пленки в сочетании с небольшой скоростью затвора,
которой она требовала, во многом повлияли на манеру съемки. Он научился
управлять и пользоваться эффектами «размытых» линий и цветов, возникающих
при съемке движущихся объектов. Для создания своих импрессионистических
изображений Хаас использует несколько приемов. Иногда ощущение стремительности,
динамики возникает за счет съемки движущегося объекта из статичного положения
с длительной выдержкой. В других случаях он намеренно «ведет» или слегка
трясет камеру, смешивая цвета объекта и заднего плана. Хаас столь искусно
смазывает изображение, что объект остается узнаваемым, а цвета растекаются,
но сохраняют оттенок. Хаас снимает дальномерным фотоаппаратом со сквозным
видоискателем, поскольку в отличие от зеркального фотоаппарата нормального
типа такой видоискатель позволяет следить за происходящим во время экспонирования.
Творчество Ха-аса чрезвычайно многообразно. В своих натурных съемках —
а это и уголки девственной природы, и пасторальные пейзажи, и виды городов
от Венеции до Нью-Йорка — он переключается с одного стиля на другой в
зависимости от характера объекта. Он умеет передать и азарт боя быков
в головокружительном вихре красок, и покой осеннего пейзажа в смутных,
как сон, изображениях и приглушенных цветах. Но во всех работах главным
предметом творчества является цвет. Для размывания красок Хаас часто использует
туман, дождь и другие природные явления и порой днями и неделями готов
ждать света нужного качества и направления. |
|
Без названия, 1964
На этой фотографии состояние покоя и теплота переданы с помощью одного цвета. Хаас сделал снимок, когда деревья оказались в мягких, рассеянных лучах предвечернего солнца. Мягкий свет усиливает золотистые тона, объединяя прихотливый узор листвы в однородный гармоничный рисунок. |
|
Зимняя фантазия, 1966
И в этой работе, выражая лейтмотив - холодное дыхание зимы, автор вновь использует только один цвет. Хаас тщательно выбрал такую экспозицию, чтобы возник контраст между темным линейным узором ветвей переднего плана и нежной дымкой заднего плана. |
|
Ковбой,
1958
Хаас
снимал это фото с длинной выдержкой, ведя камеру по направлению движения.
Смазанные очертания и цвета объектов позволяют живее ощутить стремительность
и увлекательность присходящего, чем «замороженное» изображение. |
|
Яхты,1958 На
этой фотографии, как и на предыдущей, движение передано импрессионистическими
средствами. Хаас фотографировал, сидя в лодке, держа камеру в руках, с
длительной выдержкой. Вследствие колебаний камеры и объекта изображение
получилось множественным. Обратите внимание, что экспозиция выбрана по
контрастному встречному освещению, и это привело к образованию ярких бликов
на переднем плане, которые уравновешивают более темные угловатые очертания
яхт. |
|