ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Оглавление Назад Вперёд
ПОСТРОЕНИЕ ЦВЕТНОГО КАДРА
Майкл Лэнгфорд
Цветовые связи
Чтобы понять цветовые связи и взаимоотношения, рассмотрим сначала цвета, составляющие белый свет. На одном конце спектра расположен синий цвет, на другом—красный. Если соединить противоположные концы спектра, мы получим замкнутый круг, в котором цвета постепенно переходят один в другой. Если бы вы вращали этот круг с большой скоростью, все цвета слились бы в белый. На цветовом круге каждый цвет—чистый или «насыщенный», то есть без примеси белого, черного или серого.

Основные и дополнительные цвета

Цветовой круг можно разделить на три широких сектора: красный, зеленый и синий. Эти цвета называются основными; смешивая их в разных пропорциях получают любой другой цвет. Между основными цветами расположены еще три сектора, образованные дополнительными цветами: пурпурным (сине-красным), желтым и голубым (зелено-синим). На цветовом круге основной и дополнительный цвета находятся друг против друга. К примеру, пурпурный расположен против зеленого и является его дополнительным цветом. Каждый дополнительный цвет представляет собой смесь двух основных; а когда соединяются два дополнительных цвета, они образуют общий основной цвет. Например, голубой (синий и зеленый) и пурпурный (синий и красный) дают синий. Эта взаимосвязь между основными и дополнительными цветами называется «субтрактивной» и положена в основу обработки и печати цветных фотоматериалов.

Цвет и насыщенность

Оттенки цветов на цветовом круге можно получать, добавляя белый (усиливая свет) или черный (ослабляя свет). Это делает цвета менее насыщенными. Соединяя белый с чистым цветом получают пастельные тона, а смешивая их с черным или серым—густые, темные тона. Следовательно, цветовая насыщенность во многом зависит от освещения и способности объекта отражать лучи.

Световой спектр

Если луч света направить под углом на стеклянную призму, свет расщепляется на узкие спектральные лучи, как показано справа. Это происходит потому, что цветные лучи, из которых состоит белый свет, преломляются в призме под разными углами.

Основные и дополнительные цвета

Цветная фотография использует цветные лучи, из которых можно выделить три основных: красный, зеленый и синий. Три цвета, расположенные напротив основных на цветовом круге — пурпурный, желтый и голубой, — называют дополнительными. Сочетание основного цвета с его дополнительным, например красный и голубой (справа), создает в композиции наиболее яркий цветовой контраст.

Степень яркости

Чем больше «разбавлен» цвет, тем менее насыщенным или чистым он выглядит. Насыщенность зеленого (вверху) уменьшается слева направо по мере добавления белого или серого, а степень яркости понижается сверху вниз. В верхней части зеленый уступает место почти белому и производит впечатление отбеленного цвета. Ниже постепенно повышается содержание нейтрально-серого тона, который «гасит» яркость.

«Холодные» цвета

Цвета в той половине цветового круга, где расположены синий, голубой и зеленый, принято считать «холодными», видимо, по ассоциации со льдом и зимой. Цветовой ряд на фотографии слева ограничен оттенками синего, и от нее словно веет холодом.

«Теплые» цвета

«Теплая» половина цветового круга содержит цвета — красный, пурпурный и желтый,—которые связаны в нашем представлении с огнем и летом. Цвета объектов на фотографии слева придают ей теплоту, а их схожесть создает гармонию.

 

Цветовой контраст

Соединяя несхожие цвета и помещая их рядом, мы создаем контраст. Он особенно очевиден, если цвета очень насыщенные и далеко отстоят друг от друга на цветовом круге, либо оттенены черным или белым цветом. Соседство насыщенных теплых и холодных цветов дает резкий контраст, который еще более усиливается, когда насыщенный дополнительный цвет расположен рядом со своим основным цветом.

Важность цветового контраста можно оценить, если представить, как выглядели бы фотографии, помещенные на этой странице, будь они черно-белыми. Цвета предстали бы в примерно одинаковых серых тонах.

При избытке ярких цветов они как бы гасят друг друга и затрудняют восприятие изображения, поэтому использовать их следует лишь в случае, когда вы стремитесь получить цветовой диссонанс. Чаще всего залогом сильного воздействия ярких цветов служит простота композиции.

Старайтесь не включать в кадр ненужные предметы, ибо в цветном изображении они могут оказаться более назойливыми, чем в черно-белом.

Контраст с черным и белым

Светлое небо и черный, недодержанный передний план на фотографии вверху подчеркивают и сильнее высвечивают ярко- красные горы. Простые темные формы кактусов и кустов образуют четкие силуэты на цветном фоне заднего плана.

Контраст с цветом

На фотографиях слева и справа использован ограниченный тональный ряд. и контраст создается только за счет цвета. Те же виды в черно-белом изображении выглядели бы вялыми и скучными. На левой фотографии мягкое, ровное освещение подчеркивает цветовую градацию листьев на фоне приглушенного цвета стены.

Фотография лужайки с клумбой (справа) отличается более резким контрастом. Композиция выбрана очень простая, почти двухмерная, чтобы полнее использовать сочетание насыщенного красного и зеленого цвета.

 

Цветовая гармония

Схожие цвета вызывают ощущение гармонии, особенно если они соединены мягкими приглушенными тонами. Цветовую гармонию можно создать, ограничив гамму композиции несколькими цветами, расположенными близко друг от друга на цветовом круге, либо разнообразными оттенками лишь одного цвета. Это не значит, что нужно всегда пользоваться преимущественно теплыми или холодными цветами. В снимке гармонично соединяются цвета из обеих частей цветового круга при условии, что в сочетании они создают эффект цветовой или тональной однородности. Но когда теплые и холодные цвета используются в композиции на равных, они словно спорят, нейтрализуя друг друга.

Выбор цветового диапазона для гармоничного снимка зависит от объекта и возникающих при его восприятии ассоциаций, а также от того настроения и атмосферы, которые вы хотите передать на фотографии. Важно разобраться и в эмоциональном воздействии теплых и холодных цветов. Ощущение цветовой гармонии усиливают с помощью освещения, погодных условий, экспозиции и светофильтров.

Цвет и оттенок

Проще всего добиться гармоничности цветовой композиции с помощью оттенков одного цвета. Тональное разнообразие достигается в основном за счет направления и характера освещения и передает форму и объем объекта.

Теплая гармония

Природа изобилует гармоничными цветовыми сочетаниями. Даже такой незамысловатый объект, как листья, обнаруживает всевозможные нюансы цвета и тона. Их неправильные формы переплетаются и объединены ровным, теплым цветом. Фото было сделано на пленке для дневного света при рассеянном освещении, которое выявило нежные цвета и не дало резких теней.

Холодная гармония

Морской пейзаж был сфотографирован при вечернем освещении на пленку для света ламп накаливания, чтобы создать атмосферу сурового холода. Пленка притушила теплые цвета и придала всему изображению холодную синюю окраску.

Усиление гармонии за счет
светофильтра

Фотография внизу была снята на пленку для дневного света с пурпурным светофильтром 30. Благодаря тщательному выбору светофильтра удалось усилить розовую окраску, которую придает свету утреннее солнце, и сохранить при этом естественность цвета.

Гармония на основе одного цвета

В основу гармонии на пейзажном снимке положен один цвет — зеленый. Многочисленные тональные переходы становятся очевиднее благодаря жесткому боковому освещению, которое придает фотографии ощущение глубины и разграничивает формы и объемы. Экспозиция выбрана по среднему значению между самыми светлыми и темными участками. Это позволило сохранить детали всего изображения и избежать появления густых теней.

Гармония на основе недодержки

Цветовая гамма на фотографии справа ограничена длинным рядом гармоничных тонов одного цвета благодаря недодержке. Предметы переднего плана затемнены до плотных теней. Они подчеркивают рисунок, проступающий под низкими лучами солнца, которые отражает морская поверхность. Экспозиция определена по бликам на море, чтобы получить недодержку всего пейзажа.

Гармония на основе рассеяния

На больших высотах интенсивность цвета снижается под воздействием ультрафиолетовых лучей. Это особенно заметно при съемке дальних пейзажей. На фотографии внизу ультрафиолетовые и синие лучи, рассеянные полуденной дымкой, превратили обычные краски в один доминирующий цвет. Дымка так «растворяет» свет, что в отдалении предметы кажутся слабее по тону, чем на переднем плане, и возникает ярко выраженная воздушная перспектива. Этот эффект усиливается за счет длиннофокусного объектива, который как бы приближает задний план к переднему.

Задание: изучение возможностей цвета

Выберите цветную фотопленку — для света ламп накаливания или дневного света и, применяя светофильтры сообразно освещению, сделайте следующие снимки:

A. Три кадра на диапозитивной пленке с изображением одного и того же объекта. Определите экспозицию и для первого кадра удвойте, а для второго — уменьшите вдвое найденное значение. Повторите то же с негативной пленкой и сравните цвета на снимках двух серий.

Б. Четыре портрета вашего знакомого без корректирующих светофильтров при освещении, соответствующем пленке, при свечах, флюоресцентном и смешанном освещении.

B. Снимки двух объектов: один с преобладанием теплых, другой — холодных тонов. При необходимости используйте для усиления эффекта светофильтры, но старайтесь сохранить естественность цвета.

Г. Крупноплановый снимок объекта с яркими контрастными цветами, более или менее одинаковыми по тону. Затем отойдите подальше или перемените точку съемки, чтобы включить в кадр участок нейтрального цвета, например облачное небо, и сделайте второй снимок. Сравните цветовой контраст снимков.

Д. Снимок одноцветного, но богатого тональными переходами объекта при рассеянном и прямом солнечном освещении. Сравните цветовую гармонию снимков.

 

«Мягкие» тона

В среде фотографов, снимающих на цвет, часто бытует выражение: «Чем меньше, тем лучше». Иными словами, сдержанный цвет обычно производит более сильное впечатление, чем фотография, пестрящая всевозможными тонами. Еще один способ создания гармонии и выразительности заключается в тонком воздействии на зрителя с помощью приглушенных или ненасыщенных цветов. Можно использовать всю гамму ненасыщенных тонов либо ограничиться бледными («высокий ключ») или темными («низкий ключ») тонами.

Даже в объектах, которые, на первый взгляд, кажутся почти бесцветными, обнаружить приглушенные цвета совсем не трудно: современная цветная фотопленка способна фиксировать (и даже немного преувеличивать) очень бледные тона. Выразительность приглушенного цвета в композиции подчеркивается преобладанием белых, серых или других нейтральных тонов.

Дымка, дождь, туман «гасят» цвета объекта. При съемке в помещении цвета смягчают с помощью рассеянного или отраженного света. Легче всего уменьшить насыщенность цвета, установив на объектив прозрачный пластмассовый рассеиватель.

При небольшой передержке цветной диапозитивной пленки цвета теряют насыщенность, и изображение, как правило, приобретает светлую тональность. Передержка ведет к разбавлению цвета в основном на сильно освещенных участках, поэтому он сохраняет свою яркость лишь в тенях. При недодержке, наоборот, наибольшая цветовая яркость приходится на светлые участки, и изображение приобретает темную тональность.

Рассеянный свет и приглушенный цвет

Сцена рыбной ловли казалась во время съемки почти монохромной. Но рассветное небо порозовило воду сквозь легкий туман, и это придало снимку настроение.

 

Приглушенный цвет и черно-белые тона

Съемка таких почти черно-белых объектов, как стадо овец (вверху), может показаться бессмысленной. Однако оттенки черного и белого выгодно оттеняют приглушенные цвета, которые смешиваются и изменяются по мере удаления.

Приглушенный цвет и экспозиция

Передержка словно бы отбеливает цвета (фото слева). При нормальной экспозиции небо получилось бы темнее, и в сочетании с ярким цветом белья это отвлекало бы внимание от центральной фигуры женщины. Эффект приглушенности, почти бесцветности усиливается за счет низкой точки съемки, благодаря которой значительную часть кадра занимает светлое пасмурное небо.

Экспозиционные эффекты трудно прогнозировать. Иногда приходится перепробовать несколько значений экспозиции, прежде чем добьешься нужного результата.

«Высокий» и «низкий» ключ

Передержка дает бледные тона и цвета — это «высокий» ключ; при недодержке цвета передаются в «низком» ключе. Портрет (слева) был снят против света. Передержка уменьшила насыщенность цвета и придала ему нежность. Благодаря недодержке при съемке мужского портрета (справа) удалось воспроизвести оттенки цвета лица и затемнить плотной тенью остальные участки изображения.

«Высокий» ключ и передержка

Приглушенность цвета на снимке Тауэр-ского моста в Лондоне обусловлена передержкой и туманом. Здесь нет тонов темнее нейтрально-серого, но все же сдержанные краски неба и отражений на воде не пропали. Экспозиция определялась по ближнему плану, и выдержка затем была увеличена втрое.

«Низкий» ключ и недодержка

Фотография лодочника получилась своеобразной и выразительной во многом благодаря недодержке. В данном случае экспозиция определялась по лучам вечернего солнца, отраженным от воды, и затем была уменьшена вдвое. Широкий тональный диапазон включает тона от насыщенных до темных, а основной объект упрощен до черного силуэта.

Различное время суток

Дневной свет изменяется по цвету в зависимости от времени суток и года. Цветовая температура света, достигающего Земли, постепенно повышается с восходом солнца. Когда солнце стоит низко над горизонтом, основная часть синих лучей отфильтровывается вследствие рассеяния и поглощения. Поэтому на восходе и на закате освещение бывает преимущественно оранжевым или красным. В этой серии фотографий цвет освещения лишь строго соответствует цветовому балансу пленки для дневного света; они сняты около полудня, когда атмосфера в наименьшей степени задерживает синие лучи. Быстрее всего цвет освещения изменяется на рассвете и в сумерки.

Направление освещения изменяется в течение дня и в течение года. В середине лета солнце делает в небе гораздо более широкую дугу, чем зимой, и восходит и заходит в точках, отстоящих друг от друга на значительном расстоянии. Летом, пожалуй, лишь ранним утром или поздним вечером солнце напрямую освещает здание, обращенное на север.

Характер освещения зависит в основном от погоды. В районах с умеренным климатом испарения воды в атмосфере порой смягчают освещение. Это особенно заметно на рассвете и в сумерки, когда косые лучи света проходят большее расстояние сквозь рассеивающую дымку.

7:00

Освещение в этот час непрямое, так как солнце еще не взошло. Тона объекта сливаются, а в свете преобладают синие лучи, придающие всему виду холодность.

9:30

Солнце взошло, и прямой солнечный свет выявляет формы и детали изображения. В низком, жестком боковом освещении довольно много желтых лучей, которые высвечивают всю цветовую гамму объекта.

12:00

Солнце уже высоко (дальнее фото слева), и его свет сейчас наиболее близок к «бесцветности». Направление освещения изменилось, поэтому уменьшилась цветовая насыщенность неба. Исчезли детали поверхностей башни, расположенных близко.

17:00

Облака скрывают солнце, которое уже
гораздо ниже. Свет отражается от
воды и бледного неба и делает изображе-
ние очень контрастным и едва ли не
одноцветным.

18:00

Солнце начинает заходить, и в небе появляются яркие, быстро меняющиеся цвета. Тени становятся плотнее, а очертания моста менее четкими.

18:30

Полчаса спустя солнце село за горизонт, и цвет неба решительно изменился. Теперь оно синее, хотя преобладают по-прежнему теплые тона. Тени густы, однако очертания моста на фоне неба более выразительны.

 

Яркие цвета

Яркие, насыщенные цвета привлекают внимание. Один или два ярких цвета придают снимку эффектность, особенно когда заполняют кадр, однако несколько ярких цветов, соседствующих на цветовом круге и близких по тону, могут легко «подавить» объект. Если ограничить количество цветов и дать их на нейтральном белом или черном фоне, общее впечатление усилится, а содержание фотоснимка нисколько не пострадает.

При съемке объекта с яркой окраской будьте очень внимательны в определении экспозиции. Например, если яркие цвета занимают сравнительно небольшую площадь, измеряйте экспозицию только по отраженному от них свету. Фотографируя на диапозитивную пленку, избегайте передержки, а на негативную — недодержки.

Яркий цвет можно усилить с помощью соответствующего оборудования и освещения. Поляризационный светофильтр помогает сгустить тона голубого неба и ослабить отражения от различных поверхностей, которые снижают насыщенность цвета. Для съемки пейзажей и отдаленных объектов старайтесь выбирать день, когда воздух прозрачен, чтобы дымка не скрадывала цвета.

Оттененный яркий цвет

Ярко-розовый автомобиль смотрится эффектнее за счет того, что он снят крупным планом, кадр заполнен цветом, но оставлен небольшой участок нейтрального цвета. Этот контраст оттеняет и усиливает основной цвет. Фотография сделана при плоском освещении после дождя, благодаря чему цвет стал еще интенсивнее.

Контрастные цвета

Два контрастных, одинаково насыщенных цвета зачастую мешают восприятию. Однако на этой фотографии (вверху) они удачно сочетаются благодаря большой разнице в площади. Тональные переходы на зеленом поле придают объемность изображению ровно настолько, чтобы узнать в нем деталь автомобиля. Но автор сознательно придал композиции абстрактный характер за счет интенсивного цвета, отчетливых линий и кадрировки.

Упрощение нескольких ярких цветов

Объект обескураживал ярким многоцветьем, причем довольно равномерным. Однако изображение удалось упростить за счет трех основных приемов. Во-первых, гладко-белый задний план разделяет яркие цвета: к тому же он придает четкость фигурам ребят. Во-вторых, благодаря съемке под углом с близкого расстояния значительно изменился масштаб фигур (и цветов) в кадре. В-третьих, широко открытая диафрагма (малая глубина резкости) позволила сократить количество резких деталей изображения и привлечь внимание к композиционному центру.

Симметрия и яркий цвет

Фотография справа была сделана в очень ясный день при прямом солнечном освещении, которое сообщило необычайную яркость контрастным краскам цветов, травы и неба. Поляризационный светофильтр позволил сгустить тон неба и усилить его синий цвет. Симметричность композиции подчеркивает и уравновешивает различные цветовые участки. Края клумб с обеих сторон кадра расположены на одной высоте, а линия горизонта делит кадр почти пополам. С помощью широкоугольного объектива достигнуто ярко выраженное схождение линий, что придает избражению глубину.

 

Изменение цвета объекта

Вы можете создавать новые, поразительные изображения, изменяя цвета объекта во время экспонирования с помощью светофильтров, передержки, недодержки, или используя пленки при несоответствующем освещении. Таким образом «подогревают» или «охлаждают» цветовую гамму, либо воплощают собственное цветовое решение.

Очень бледные светофильтры придают изображению слабую окраску, которая заметна в основном на нежных цветах и бликующих участках. Объекты нормального контраста зачастую получаются очень плохо при съемке с сильным светофильтром. А вот съемка против света многих высококонтрастных объектов через сильный светофильтр может дать интересные результаты, особенно при недодержке и передержке. Цветовая композиция таких снимков состоит обычно из тонов, полученных благодаря светофильтру, в сочетании с черным или белым цветом, как на фото внизу.

Цветная негативная пленка позволяет осуществлять избирательную фильтрацию во время печати. Если же вы пользуетесь диапозитивной пленкой, изменять цвет придется главным образом во время съемки с помощью светофильтров.

Оттененные светофильтры

Цветному изображению можно порой придать своеобразие с помощью оттененных светофильтров . Эти светофильтры имеют определенный цвет, который постепенно переходит в прозрачное стекло. Морской пейзаж был сфотографирован сначала без светофильтра и получился почти монохромным. Тот же пейзаж, снятый с двумя оттененными светофильтрами: синим и коричневым — приобрел дополнительную окраску, особенно на бликующих участках. Подобного же эффекта можно добиться, если прикрыть часть объектива пластинкой желатина.

Красные светофильтры

Этот контрастный пейзаж сфотографирован на пленку для дневного света с сильным красным светофильтром и с недодержкой, с целью свести основные цвета к красному и черному. Солнце было достаточно ярким и пробивалось сквозь красную пелену, вызванную применением светофильтра.

Синие светофильтры

Фотография справа снята против солнца, на пленку для дневного света, с темно-синим светофильтром. Почти вся ярко освещенная центральная часть снимка недодержана, поэтому в ней мало или вовсе нет цвета. Те участки, где на самом деле были темные полутона и тени, окрашены в темно-синий цвет.

Заданное несоответствие пленки и источника света

Иногда дополнительную окраску, возникающую при съемке на цветную пленку, которая не соответствует освещению, можно использовать как вспомогательный художественный прием. Фото внизу снято на пленку для дневного света при флюоресцентном освещении. Оно бывает настолько разным, что к нему трудно подобрать светофильтр. Появившийся здесь зеленый «налет», по правде говоря, не входил в расчеты фотографа, но он как бы подкрепляет ощущение тесноты и неудобства, которое испытывают пассажиры в час пик. Красный отсвет и общая темная тональность фотографии справа передают теплоту и интимность горящих свечей. Теплая окраска возникла благодаря использованию пленки для света ламп накаливания без светофильтра. Недостаток света компенсирован за счет длительной выдержки.

Инфракрасная фотопленка

Первоначально инфракрасная пленка «Эктахром» предназначалась для военной аэрофотосъемки, но ею могут пользоваться и фотолюбители, чтобы получить диковинные цветовые эффекты. Состоит она из трех эмульсий: зеленочувствитель-ной, красночувствительной и инфракрас-ночувствительной. Это значит, что поверхности, излучающие невидимый инфракрасный свет, например,зелень под солнцем, воспроизводятся как красные. Красные предметы получаются на пленке желтыми. Лица выглядят восковыми, а вот синий цвет воспроизводится нормально, лишь чуть контрастней, чем на обычной пленке.

Для воспроизведения цветов в максимально широком диапазоне инфракрасную пленку «Эктахром» следует экспонировать через густо-желтый светофильтр. Но можно применять и другие светофильтры. Например, ярко-зеленый придает зелени интенсивную красную окраску (дальнее фото слева). Если обработать эту пленку по схеме цветного негативного процесса, а не диапозитивного «Эктахром», то результат получится таким, как на ближнем фото слева. Пурпурные листья окрашиваются в свой дополнительный цвет (зеленый), а черные и белые тона передаются в негативном изображении.


Краткое содержание. Цветная фотография
Источник света и цветная фотопленка

Два основных вида цветной фотопленки сбалансированы для света ламп накаливания (3200К) и дневного света (5500К). Если вы хотите снимать на пленку, не соответствующую освещению, необходимо пользоваться Гужевым (пленка для ламп накаливания или синим (пленка для дневного света) светофильтрами. Всегда старайтесь подбирать пленку, наиболее соответствующую источнику света. Избегайте съемок при смешанном освещении, состоящем из источников света с разной цветовой температурой, если только вы не хотите добиться специального эффекта, как тот. что показан ниже.

Цветовой контраст

Цветовой контраст создается за счет различий цвета и тона. Можно использовать контрастные цвета одного тона, контрастные тона одного цвета или сочетание того и другого. Соседство основного цвета с дополнительным, например синего с желтым, создает наиболее резкий контраст.

Цвета во многом зависят от фона. На белом фоне они кажутся гуще, а на черном — ярче.

Цветовая гармония

Гармоничные цвета расположены рядом на цветовом круге. Они не обязательно принадлежат только к теплым или только к холодным. Один доминирующий цвет, который представлен в богатом тональном разнообразии, выявляющий глубину и форму предметов, создает особенно ярко выраженную цветовую гармонию
изображения. Такие атмосферные явления, как дымка, помогают усилить ощущение цветовой гармонии. Этому способствуют также заданное несоответствие фотопленки и источника света, применение смягчающих светофильтров, недодержка и передержка.

Приглушенный цвет

Приглушенный, или ненасыщенный цвет может включать весь диапазон полутонов, как на фото вверху, либо ограничиваться светлыми («высокий» ключ) или темными («низкий» ключ) тонами. В большинстве случаев при передержке возникает эффект «высокого» ключа. При недодержке изображение получается более темным, с черными тенями и густым цветом в светлых участках. Фотографии в «высоком» ключе выигрывают, когда объект окрашен в пастельные цвета, а съемка ведется при рассеянном переднем освещении. Для фотографий в «низком» ключе больше подходят объекты насыщенного цвета и высококонтрастное освещение.

Яркие цвета

Насыщенные цвета — без примеси черного, серого или белого — являются наиболее яркими, интенсивными. Пользоваться ими следует с осторожностью, так как они отвлекают внимание от основного объекта и осложняют восприятие очертаний и форм. Насыщенность цвета можно увеличить с помощью поляризационного светофильтра, который отчасти «гасит» свет, отраженный той или иной поверхностью, и затемняет цвет неба. Прямое освещение, ясная погода и блестящая (или мокрая) повехность объекта придают изображению максимальную цветовую яркость.

Искаженный цвет

Намеренное изменение цвета на отдельных участках или на всем поле изображения дает порой интересные результаты; однако если потерять чувство меры, снимок может получиться чересчур мудреным. Оттененные или яркие светофильтры в сочетании с недодержкой или передержкой высококонтрастного объекта преобразуют его цвета. На инфракрасной фотопленке цвета воспроизводятся в искаженном виде, как показано вверху. Предсказать результаты работы с такой пленкой трудно, зато она часто позволяет делать эффектные снимки на весьма заурядном материале.