ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОНКОСТИ ФОТОСЪЁМКИ
Оглавление Назад Вперёд
ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Майкл Лэнгфорд
Оборудование
Используя искусственное освещение, вы можете полностью контролировать направление, качество и силу света, перемещать источники света, рассеивать его или отражать. Появляется возможность использовать свет для достижения специальных эффектов. Но в большинстве случаев понадобится такое освещение, которое будет выглядеть естественным и выигрышным для основного объекта. Применение искусственного освещения имеет свои ограничения. Например, обычно мы видим одну группу теней, потому что источник света один — солнце, а не две или три, если этих источников несколько. Естественный свет обычно падает на объект сверху, а не снизу.

Все, что вам уже известно о характере и направлении естественного света, применимо и к искусственному. Вы можете воспользоваться источником жесткого света, таким как прожектор, лампа-вспышка или настольная лампа, чтобы освещение по характеру напоминало прямой солнечный свет. Можно применить и источник заливающего света, чтобы освещение было помягче, как при облачном небе. При любом источнике света возможен эффект облачного неба, для чего свет нужно рассеять через кальку или отразить его от матовой белой поверхности.

Естественный и искусственный свет

В большинстве случаев при съемке вам понадобится такой искусственный свет, который в полной мере заменит естественный. Необычные условия освещения потребуются только для достижения специальных эффектов. Для имитации естественного света надо уметь правильно расположить лампы и управлять характером освещения с большой точностью.
Верхний снимок был сделан при рассеянном свете. Лицо девушки проработано четко, никаких жестких теней нет. Нижний снимок сделан при искусственном освещении, источники света расположили очень тщательно, чтобы рассеянный свет был таким, как при естественных условиях. Использованы два прожектора заливающего света, один в качестве основного источника, другой — для заполнения теней. Объект, как и в первом случае, освещен хорошо, детали переданы четко, изображение ясное и резкое.

Свет и поверхность

Чтобы контролировать освещение, надо понять, как меняется качество и направление света при встрече с поверхностью.
Ниже показаны пять основных эффектов — свет рассеивается, отражается или поглощается, либо иногда изменяется.

Рассеяние

Калька, фигурное стекло, молочного цвета пластик рассеивают проходящий через них свет. Качество его меняется с жесткого на мягкий.


Зеркальное отражение

Когда прямой свет отражается от блестящей светлой поверхности, он остается жестким и направленным. Отражение передается как яркое пятно.


Рассеянное отражение

Отражающие, неровные поверхности— промокательная бумага и другие фактурные материалы, рассеивают свет. Это меняет его характер с жесткого на мягкий.


Избирательное поглощение

Гладкие серые или цветные поверхности частично поглощают свет, а остальную его часть отражают. Цветные поверхности отражают определенные длины волн; серые поверхности—некоторый процент всех длин волн.


Поглощение

Черная поверхность поглощает большую часть падающего на нее света. Световая энергия обычно преобразуется в тепло, поэтому темные объекты или оборудование обычно быстро нагреваются.

Осветительное оборудование

Есть два типа осветительных приборов, где используется нить накаливания: прожектора и лампы заливающего света. Прожектора — это небольшие прозрачные лампы, дающие сосредоточенный луч жесткого света. Его можно смягчить, отразив от матовой белой поверхности, например, от зонтика с белой подкладкой или белой стены. Можно пропустить его через рассеиватель из сетки или кальки. «Амбарные воротца» и «конусы», надетые на прожектора, ограничивают ширину луча. У заливающего света имеется рассеивающая лампа и большой матовый отражатель, поэтому она дает мягкое, ровное освещение.


Один источник света
Когда вы учитесь управлять освещением, выключайте все прочие источники света, находящиеся в комнате, чтобы осветительные эффекты создавать самостоятельно. Начните эксперименты с одной лампы — небольшой заливающей или прожектора — на регулируемом штативе. Установите неподвижный объект, камеру расположите перед ним на штативе. Сначала поставьте лампу поближе к оси объектива, чтобы при фокусировке и выборе композиции четко видеть все детали. Потом передвиньте лампу, меняя ее высоту и положение относительно объекта. Варианты освещения, вызванные разными положениями источника довольно жесткого света (см. рисунок), показаны ниже.

Отметьте изменения формы скульптуры даже при относительно небольшом перемещении источника света. Эффект ощущается больше, чем при аналогичном изменении направления солнечного света, потому что здесь нет смягчающего и заполняющего света от неба. Изучите также, как будет влиять на натюрморт переход от жесткого источника света к мягкому.

1. Фронтальное освещение

Фронтальное освещение хорошо передает детали, но объем и фактура объекта потеряны. В результате бюст выглядит малоинтересным — все изображение словно находится в одной плоскости.

2. Освещение сверху и сбоку под углом 45°

Боковое освещение дает эффект трехмерности, чувствуется объем, но глубокие тени приглушают детали лица, удаленные от лампы.


3. Освещение сверху

Лампа помещена над бюстом, и его верхняя часть хорошо освещена. Глаза и шея скрыты глубокими тенями, хорошо выделены лоб, нос и щеки.

4. Освещение снизу и сбоку под углом 45°

Оно дает «театральный» эффект. Поскольку голова обращена к лампе, обе стороны лица освещены. Но на нос падает неприятная тень.

5. Освещение сзади

Лампа чуть выше бюста, установле на против камеры. Белая матовая бумага позади аппарата рассеивает свет, направленный на бюст, и дает ровное, но слабое освещение.

Размещение источников света

Жесткое и мягкое освещение

Оба снимка были освещены сбоку одним источником и с одной высоты и точки. На левом снимке свет направлен прямо. Получилось жесткое освещение с густыми, острыми тенями. Для снимка справа против луча света расположен большой лист кальки. Это позволило рассеять его и получить мягкое боковое освещение, хорошо передающее форму и детали объекта.


Два источника света
Иногда для освещения объекта одной лампы бывает недостаточно. В этом случае надо установить еще один источник света и правильно определить его направление, что позволит передать детали в тенях, выделить часть изображения либо просто осветить больший участок перед объектом или за ним. Самое важное при выборе освещения — решить, какую роль будет выполнять каждая лампа. Никогда не добавляйте лампы только ради того, чтобы увеличить силу света.

Одна лампа всегда используется в качестве основного источника света, для нее надо подобрать самое удачное положение. Лучше отодвинуть ее подальше от объекта, тогда освещение будет более равномерным по всем направлениям.

Заполняющий свет

Часто основной свет выявляет форму объекта, но создает темные и густые тени. Чтобы их заполнить, поместите вторую лампу напротив. Если обе лампы стоят на одинаковом расстоянии от объекта, они «исключают» друг друга и дают неестественные двойные тени. Рекомендуем свет второго источника отразить от белого листа бумаги или рассеять. Это сделает его более мягким и приглушенным, останутся лишь тени, которые создает основная лампа. Их можно заполнить, отразив часть света обратно на объект, как показано на снимке справа.

Освещение фона

Можно контролировать тон и фон объекта независимо друг от друга, для этого фон высвечивается второй лампой. Фон из серой бумаги, расположенный на определенном расстоянии позади объекта, поможет оценить направление и силу света второй лампы. Если бумага освещена ярче объекта, фон окажется белым, если же наоборот — ярче освещен объект, то при правильной экспозиции — фон будет выглядеть довольно темным.

Одна лампа и отражатель

Снимок слева был освещен лампой заливающего света с расстояния 1,2 м. Сильное боковое освещение хорошо подчеркивает формы фигуры, передает фактуру стены, но теневые зоны неестественно контрастны и лишены деталей. Чтобы ослабить их. воспользуйтесь вторым источником света — для заполнения. Для нижнего снимка был установлен большой белый щит. он отражал рассеянный свет. Теневые зоны освещены, и поэтому второй группы теней не возникло. Снимок выглядит менее искусственным, создается впечатление соединения солнечного света и света неба. Заметьте, что освещение распределяется слева направо неравномерно — чтобы устранить этот недостаток, можно отодвинуть лампу либо во время печати применить «допечатывание».

Управление освещением фона

Использование двух ламп дает возможность управлять светом с большой точностью. Для натюрморта взяты две лампы и бумага для фона. Лампа слева выполняла роль основного освещения. Лампа справа освещала фон. что позволило проконтролировать его тональность относительно объекта и расположить наиболее светлые зоны объекта на наиболее темных частях фона и наоборот.

Устранение теней

Натюрморт освещен рассеянным светом, источник его помещался над фотоаппаратом. Жестких теней нет, но светлые тона сливаются с фоном.

Расстояние между источником света и объектом

При съемке строгих объемных предметов изменение расстояния до второго источника света позволяет полностью контролировать тональность объекта. Верхний снимок освещен двумя лампами заливающего (в иной терминологии - заполняющего) света, расположенными на равном расстоянии, в результате получился ровный тон и плоские формы. Для нижнего снимка расстояние от правой лампы было удвоено, и освещенность с этой стороны уменьшилась в четыре раза. Две поверхности куба потемнели, конус и цилиндр стали более круглыми. Если вторую лампу отодвинуть еще дальше, эффект усилится.

Закон обратных квадратов

При увеличении расстояния между источником света и объектом в два раза его освещенность уменьшается в четыре раза. Закон обратных квадратов применим только к небольшим лампам без отражателей. Отражатель частично меняет эту зависимость. Но о ней следует помнить при размещении источников света.

Две лампы — освещение рассеянное

Для снимка слева применялись две лампы, направленные на потолок. Результат — ровное, мягкое освещение сверху, тот же характер света дает висящая под потолком обычная лампа рассеянного света и вспышка, направленная на потолок. Освещение может создавать темные, устремленные сверху вниз тени. Чтобы избежать этого, осветите потолок над фотоаппаратом сильнее, чем зону над объектом.

Прожектор и заливающий свет

На снимке справа был использован прожектор, расположенный сверху и справа от аппарата, а также лампа заливающего света слева и сзади. Освещение жесткое, но вполне естественное — впечатление таково, что мужчина читает при свете настольной лампы, но при этом включен верхний свет. Заметьте, что лампа заливающего света хорошо освещает часть головы, которая иначе оказалась бы в тени.


Лампа-вспышка
Вспышка—это, как правило, портативный источник жесткого света. Он на короткое время освещает большую зону, но его сила быстро уменьшается с расстоянием. Есть две разновидности — лампа-вспышка и электронная вспышка. Лампы-вспышки дешевы, но используются только однократно. Они дают яркую вспышку, ее длительность примерно 1/50 с. Электронные вспышки дороже, но дают несколько импульсов, каждый из них длится менее 1/1000 с. По цветовому спектру оба типа вспышек приближаются к дневному освещению.

Вспышка обычно срабатывает быстрее, чем время, на которое открывается затвор, поэтому именно она определяет экспонирование, а не выдержка. Тем не менее в момент включения вспышки затвор открывают полностью. Это означает, что вспышка и затвор должны быть синхронизированы, при фокально-плоскостных затворах выдержку надо устанавливать 1/60 с или дольше, чтобы проэкспонировался весь кадр.

Свет вспышки нельзя замерять обычным экспонометром, так как экспозиция определяется косвенно. Ведущие числа, обозначенные для каждой вспышки, означают сочетание диафрагмы и расстояния до объекта, позволяющее получить нужную экспозицию.

Вспышкой можно освещать почти любой объект. Положение ее, как правило, меняют. Вспышка имеет свои преимущества. С ее помощью заполняют жесткие тени, имитируют солнечный свет. Электронная вспышка «замораживает» быстрое движение или дает несколько импульсов во время длительного экспонирования для получения необычного эффекта.

Химические лампы-вспышки

Химические одноразовые лампы-вспышки дают яркий свет в течение 1/50 с. Освещение поднимается до максимума, а потом ослабевает. В большинстве случаев питание от батарейки, но иногда бывает достаточно и слабого тока, генерируемого внутри затвора.

Лампа-вспышка вставляется в «горячий башмак», расположенный вверху фотоаппарата, либо включается в штепсельный разъем «М» на фотоаппарате с использованием синхронизатора (слева). Такие лампы-вспышки выпускаются в форме кубов, стержней или отдельных ламп, подобных показанной слева. Их можно
помещать в отражатели.


Электронные вспышки

Электронные вспышки питаются от батареек, их можно вставлять в «горячий башмак» или в штепсельный разъем «X» с использованием синхронизатора. Вспышка срабатывает мгновенно, свет ее постоянен, длительность коротка. Электронные вспышки бывают миниатюрные, а есть и большие блоки, предназначенные для фотографов-профессионалов. Промежуточная модель, показанная слева, оснащена головкой, которая поворачивается и поз-
воляет создать отраженный свет. Некоторые блоки контролируют освещенность во время работы вспышки и отключаются, как только пленка при данной диафрагме получила достаточное количество света.


Диафрагма и расстояние до объекта

На вспышках обозначены ведущие числа, по которым можно рассчитать правильную экспозицию. Экспозиция верна, если выбранное число f, умноженное на расстояние от вспышки до объекта, дает ведущее число для чувствительности пленки. Например, если ведущее число 110 (в футах), диафрагма f 11 для расстояния 10 футов и f 22 для 5 футов и так далее. Эта зависимость между отверстием диафрагмы и расстоянием до объекта выражается законом обратных квадратов.

Синхронизация вспышки и затвора

Центральный диск указывает, когда открыт затвор, а наружное кольцо — продолжительность вспышки; символ «С» — затвор «включил» вспышку. Лампа-вспышка действует от разъема «М» (верхний рисунок слева), а электронная вспышка — от разъема «X» (нижний рисунок слева). Если электронную вспышку включить в «М» (верхний справа) или лампу-вспышку в «X» (нижний справа), синхронизации не произойдет.

Расположение вспышки

Снимок справа сделан со вспышкой, расположенной на фотоаппарате. Освещение получилось жестким и неестественным. На нижнем снимке объект тот же, съемка также велась со вспышкой. Но ее свет был направлен вверх, он отразился от экрана, и освещение получилось более естественным. Для удобства некоторые головки вспышек поворачиваются, а некоторые оснащены «отражательным экраном». Когда вспышка освещает объект не напрямую, экспозицию надо увеличить на два деления.

 

Вспышка как источник света для заполнения теней

Вспышка — очень хороший источник заполняющего света, при условии большой контрастности освещения. Например, объект находится в комнате на фоне ярко освещенного с улицы окна (левый снимок). При разумном использовании вспышка позволит передать детали за окном, и тогда нет необходимости прибегать к недоэкспонированию и терять детали объекта и интерьера (снимок справа). В черно-белой фотографии вспышкой можно пользоваться и при дневном свете, и при свете вольфрамовых ламп. Но при работе с цветной пленкой лучше не смешивать вспышку и свет вольфрамовых ламп, потому что спектральный состав света вспышки соответствует дневному свету.

Если вспышка используется как заполняющий свет, лучше всего устанавливать ее на фотоаппарате, а свет сделать отраженным или рассеянным, чтобы объект не отбрасывал двойные тени. Чтобы в этом случае рассчитать экспозицию, удвойте ведущее число вспышки, поделите его на расстояние до объекта и установите на вашем фотоаппарате получившееся число f. Теперь с помощью экспонометра замерьте наиболее яркие зоны световых пятен и поставьте выдержку, которая указана рядом с вычисленной вами величиной диафрагмы. Удвоение ведущего числа уменьшает экспонирование на два деления. В результате свет вспышки не будет сильно отличаться от основного света, он заполнит тени и не нарушит равновесие естественного освещения.

Освещение темного интерьера

Когда вы снимаете темный, контрастный интерьер, необходимо искусственное освещение, иначе объект выйдет недоэкспонированным (левая часть снимка). Несколько импульсов, сделанных вспышкой с разных точек во время длительного экспонирования, помогут осветить весь объект, не нарушая впечатления естественности освещения. На правой части снимка фотокамера стояла на штативе, затвор в положении «В», вспышка включалась в шести разных точках, в результате получилось естественное, ровное освещение, хорошо переданы детали.

Памятка: определение экспозиции и искусственное освещение

Тщательное определение экспозиции позволяет контролировать тональный диапазон изображения
Замеряйте экспозицию по наиболее важным участкам объекта. Падающий свет замеряется по световым пятнам объекта, другие важные зоны замера получатся
нейтрально-серыми.

При слабом освещении может быть нарушен закон взаимозаместимости
При длительном зкспонировании и слабом освещении помните о законе взаимо
заместимости. Чтобы сохранить его, отрегулируйте диафрагму и уменьшите время проявления пленки.

Искусственное освещение применяется для имитации естественного или для получения специальных эффектов
Прожектора, лампы заливающего света и вспышки, а также рассеиватели и отражатели обычно применяются, чтобы создать имитацию естественного освещения. Тщательно выверяйте высоту, направление и характер источника света.

Расстояние и освещение связаны законом обратных квадратов.
При увеличении расстояния между источникои освещения и объектом в два раза освещенность уменьшается в четыре раза.

Вспышка дает жесткое освещение. Работу вспышки нужно синхронизировать с затвором
Вспышка дает освещение, аналогичное свету одной вольфрамовой лампы. Все
вспышки надо синхронизировать с затвором. Если затвор фокально-плоскостной, выдержка должна быть 1/60 с или дольше. Экспозиция рассчитывается с помощью ведущих чисел.