Оглавление Назад Вперёд


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ТОНКОСТИ ФОТОСЪЕМКИ
Майкл Лэнгфорд
В данном разделе вы познакомитесь с более сложным фотооборудованием и некоторыми тонкостями фотосъемки. Это позволит усовершенствовать знания в области фотографирования. До сих пор вы работали фотоаппаратом с нормальным объективом и при прямом естественном освещении. Здесь вы изучите возможности объективов, имеющих разное фокусное расстояние, специальных объективов, фильтров, насадок для съемок крупных планов. Далее вы познакомитесь с методикой управления экспозицией. Это научит вас находить выход в трудных условиях освещения и определять тональный диапазон фотоснимков. Вы узнаете о студийном оборудовании, о вариантах расположения студийного освещения и о лампах-вспышках. В последнем подразделе более детально рассматриваются вопросы построения кадра и те возможности, которые дает в этой связи дополнительное оборудование.

Прежде чем читать этот раздел, необходимо проработать разделы «Техника фотосъемки» и «Построение кадра». В них собраны сведения о работе фотокамеры и о композиции, необходимые для знакомства с данной главой книги.

Структура раздела

Большинство тем раздела в равной степени относится к черно-белой и цветной фотографии. Однако, прежде чем применять эту методику в цвете, необходимо ознакомиться с главой «Цветная фотография». Перед тем как перейти к изучению объективов, есть смысл перечитать страницы раздел «Фотоаппарат и глаз».

Части настоящего раздела не обязательно изучать в приведенной здесь последовательности. Каждая из них рассматривает самостоятельную тему, и с какой-то из них вы, возможно, захотите ознакомиться бегло. Какую часть изучать подробно — зависит главным образом от того оборудования, которым вы располагаете. Прочитав раздел, вы будете иметь представление о том, что стоит приобретать дополнительно, а что нет.

Многое зависит и от того, какой фотографией вы увлечены. Конечно, для разных объектов нужны разные объективы. Но вам едва ли часто понадобится объектив с очень большим и очень малым фокусным расстоянием, потому что они не пользуются большой популярностью у начинающих. Объективы для необычных фотографий можно взять напрокат либо купить, к примеру, если вы снимаете диких животных и вам потребовался телеобъектив. При съемке природы часто пользуются насадками для передачи крупных планов, они же применяются для съемки марок, монет и различных коллекций.

Снимая натюрморты, портреты, рекламу, необходимо знать, как пользоваться студийным прожекторным и заливающим освещением. А если вас больше интересуют действия, документальные события, материал о вспышках вам пригодится больше.

Подразделы, посвященные управлению экспозицией и тонкостям построения кадра, полезны независимо от того, какой тип съемки вам ближе. Этот материал поможет найти свой собственный стиль.

Изучение раздела лучше сочетать с практикой — хотя тогда, возможно, придется где-то брать оборудование, которого у вас пока нет. Кстати, если вы сами будете сравнивать объективы, насадки и осветительные устройства, неплохо иметь штатив для фотоаппарата. Он поможет сохранить точку съемки и тщательно контролировать любые изменения в серии снимков, поэтому вы легко определите, на что способна та или иная техника.

Использование объективов

В первом подразделе речь пойдет о преимуществах использования разных объективов. Взаимозаменяемость оптики — одна из важнейших характеристик однообъективного зеркального фотоаппарата. Как вы помните, фокально плоскостной затвор у таких аппаратов находится перед пленкой, и объектив можно менять в любое время, не боясь засветить пленку. Кроме того, у этого фотоаппарата в видоискателе всегда прямое изображение. Несколько дорогих фотокамер с видоискателями прямого видения, с затворами в фокальной плоскости также позволяют производить замену объектива. Их видоискатель снабжен рисками, которые показывают, какая часть сцены попадет в кадр при каждом типе объектива, либо они оснащены сопряженными дальномерами, меняющимися в зависимости от типа объектива. Тем не менее, число этих объективов ограничено по сравнению с объективами для фотокамер SLR. Это объясняется тем, что обозначить, например, угол видения широкоугольного объектива «рыбий глаз» на фотоаппарате прямого видения невозможно. Некоторые двухобъективные зеркальные фотоаппараты могут работать с объективами, имеющими разное фокусное расстояние, но их величина ограничена.

К сожалению, большинство моделей фотоаппаратов со сменными объективами имеют определенную конструкцию и параметры резьбы, соединяющей объектив и корпус. Поэтому, как правило, одна модель несовместима с другой. Это означает, что вместе с фотоаппаратом вы должны купить целый набор объективов, но нет гарантии в том, что они дадут лучшие оптические результаты при работе с фотокамерами, для которых предназначены. Не забывайте о возможностях и стоимости объективов, когда будете покупать фотокамеру. С другой стороны, есть фирмы, изготовляющие только объективы. Они подходят к фотоаппаратам различных типов и оснащены либо резьбой определенного размера, либо переходными кольцами. Удобство их в том, что нет необходимости менять объективы, если вы решили поменять фотоаппарат.

Если у фотоаппарата встроенный объектив, можно также менять фокусное расстояние, с помощью специальной преобразующей насадки. В этом случае вы либо приспосабливаете данный видоискатель, либо крепите к фотоаппарату дополнительный.

Объективы делятся на две группы: основные — умеренно широкоугольные, нормальные и длиннофокусные— и дополнительные. Большинство фотографов считают, что приобретать стоит именно основной комплект, так как возможности этих объективов достаточно велики. В то же время фокусное расстояние — это дело вкуса. Показанные здесь широкоугольные и длиннофокусные объективы имеют расстояние соответственно 28 мм и 135 мм. Но может, вы предпочитаете, скажем, широкоугольный 28-мм и длиннофокусный 200-мм. Эти фокусные расстояния применимы только к фотоаппаратам на 35 мм (формат 24x36 мм). Эквиваленты объективов 28 мм и 135 мм для фотокамер с квадратным изображением 6x6 см — 50 мм и 250 мм. По сути дела, все приведенные в разделе фокусные расстояния предназначены для фотокамер на 35 мм. И если формат вашей фотокамеры 6x6 см, увеличьте приведенные фокусные расстояния примерно в два раза. Более необычные объективы находят специальное применение. Одни полез-
ны при съемке архитектуры и натюрмортов. Супертелеобъективы или менее объемные зеркальные длиннофокусные позволяют получить эффект как при съемке через телескоп. Они укрупняют детали на очень большом расстоянии. Сверхширокоугольные объективы позволяют включить в кадр всю комнату, а объектив «рыбий глаз» дает причудливо искаженные формы.

Современная фотооптика

Все объективы соответствуют разным оптическим стандартам. Объектив подешевле может быть неплохим, но, прежде чем покупать его, попробуйте поснимать на разных расстояниях, кроме того, неплохо сфотографировать объект с мелкими деталями, например, газету. Затем с помощью лупы проверьте на негативе разрешающую способность изображения. Объективы хорошего качества могут показаться слишком дорогими, но у них довольно сложная конструкция и точнейшая сборка многих оптических элементов.

До 1960 года изготовить большинство существующих сегодня «необычных» объективов было почти невозможно. Ведь для испытания предполагаемой конструкции объектива необходима современная электронная техника. Она позволяет предсказать путь сотен лучей света, проходящих через объектив в каждую часть будущего снимка. На основании этих результатов компьютер выстраивает профили элементов объектива нужной формы и выбирает тип стекла, с тем чтобы, собранные в объективе, они устраняли аберрации (оптические ошибки).

Эффективные оптические материалы разрабатываются в ФРГ и Японии. У них очень высокий индекс преломления (сила преломления света), но разложения белого света на цветовые компоненты почти не происходит. Применяются типы стекла, позволяющие современным объективам с особой точностью работать с цветом: Эти стекла отшлифованы и отполированы с высокой точностью и отличаются повышенной прочностью. Инженеры-оптики изобретают специальные оправы для линз, они держат сразу до двадцати точно расположенных элементов, не подверженных влиянию температуры воздуха.

Каждая стеклянная поверхность покрыта тонкими слоями прозрачного материала, чтобы свести к минимуму потери на рассеяние света. Без него отражения от десятков поверхностей «воздух — стекло» дадут серое, плоское изображение, которое видишь, когда смотришь через несколько окон.

В современном объективе высокого качества вы часто можете заметить легкий желтоватый или фиолетовый ореол, отраженный от внешнего покрытия его наружной поверхности. Переверните объектив — этот цвет исчезнет. Объективы с покрытиями не просто • важны для современных сложных конструкций, они также заметно уменьшают блики, когда вы снимаете против яркого источника света.

Чистить объектив надо с особой тщательностью и аккуратностью. Если будете вытирать его обычной тряпочкой, можно поцарапать защитный слой или относительно «мягкую» стеклянную оптику под ним. Поврежденный таким образом объектив станет рассеивать свет, и изображение будет более серым.

Если вы уроните объектив, внешне все останется как будто неизменным, но некоторые стеклянные компоненты могут расстыковаться, и серьезно пострадает качество изображения.

Насадки и фильтры

Объективы сконструированы для работы в определенных условиях, скажем, расстояние до объекта может быть от бесконечности до метра-двух. Поэтому каждый объектив имеет ближний предел фокусировки. Насадки (тубусы, мехи) позволяют брать в фокус и более близкие объекты, но тогда объектив работает не в тех условиях, на которые он рассчитан, и качество изображения слегка ухудшается. Например, в углах оно будет менее резким, чем в центре. Тубусы и мехи для съемки крупных планов трудно использовать на фотоаппарате с матовым стеклом, потому что вы не увидите, что в фокусе. Решение этих вопросов частично дано в третьем уроке, где речь идет о всевозможных насадках.

В отличие от объективов фильтры годятся для любого фотоаппарата, если они совпадают с объективом по диаметру. При частой работе с фильтрами удобней пользоваться однообъективным зеркальным фотоаппаратом, где замеры проводятся «через объектив». Надетый на объектив фильтр уменьшает количество света, попадающего на пленку, влияет на изображение. Экспонометры «через объектив» дадут правильную экспозицию с учетом фильтра, а зеркальная система покажет, как фильтр меняет тона изображения. В фотоаппаратах с матовым стеклом экспозицию при использовании фильтра нужно вычислять, а о том, какие результаты дает фильтр, можно узнать на упаковке — и на основании собственного опыта.

Экспозиция и освещение

В подразделе рассказано, как решать вопросы экспозиции с помощью измерительной техники, дающей точные сведения в особо сложных условиях. Здесь же речь пойдет о более сложных условиях съемки в помещении, где освещение слабое и зачастую контрастное. Изучение принципов замера экспозиции поможет найти ее правильную величину для достижения особых эффектов и для получения идеальных тональных значений в наиболее важных частях снимка. Выбор экспозиции — это творческий вопрос.

Следующий подраздел посвящен искусственному освещению, в нем большое внимание уделено тому, как выглядит объект, а не особенностям фотокамер и пленок.

Существует очень тесная связь между качеством и направлением естественного дневного света и типом и расположением студийных ламп или вспышек. Перед началом дальнейшего изучения материала перечитайте подраздел «Ракурс и освещение».

Свет — это не просто техника, которая позволяет равномерно освещать объекты для получения хороших снимков. Это и творческий прием, один из важнейших в фотографии. Особенно следует выделить вспышку, ее часто устанавливают на фотоаппарат, чтобы все снимаемые объекты были освещены одинаково.

Первоначально роль вспышки выполнял магниевый порошок, который насыпали на специальный поднос, а потом зажигали его горевшей бумагой или искрой. Процесс этот был очень опасным, фотографу приходилось одной рукой открывать затвор, а другой поджигать вспышку. Позднее в лампы-вспышки вставляли магниевую фольгу и поджигали ее с помощью электричества. Фоторепортеры 30-х годов пользовались большими держателями для ламп-вспышек, прикрепленных сбоку к фотокамерам.

После второй мировой войны появились электронные вспышки, поначалу малоэффективные. С тех пор ламповые и электронные вспышки постоянно уменьшаются в размере. Сегодня маленькие вспышки-кубы или вспышки-стержни используются несколько раз, не требуя замены. Электронные вспышки зачастую ненамного больше и дают несколько сот вспышек. Вместо студийного освещения можно использовать две или три большие и мощные вспышки. Решайте сами, какой тип вспышки вам больше подойдет. Помните, что принципы освещения и необходимость тщательно выбрать и подготовить условия освещения в равной степени применимы к дневному свету, свету вольфрамовых ламп и вспышек.

Творческое использование оборудования

Последние страницы раздела как бы продолжают главу о построении кадра. Но теперь вы уже можете использовать в этих целях дополнительное оборудование, с которым познакомились. Например, линейная перспектива и фокусное расстояние объектива сильно взаимосвязаны. Это же относится и к воздушной перспективе, и к управлению экспозицией и освещением. Если научиться пользоваться двумя формами передачи перспективы, вы сумеете увеличивать или, наоборот, «забирать» глубину на снимках.

Освещение вспышкой, панорамирование и использование малой глубины поля, возникшей за счет длиннофокусного объектива, — все это позволяет выделять особенности объекта. Попробуйте применить рекомендованные методы самостоятельно — возможно, такие эксперименты заставят вас приобрести оборудование, о котором вы здесь прочитали.

В конце раздела вы узнаете о том, как дополнительное оборудование и новая методика помогают расширить диапазон изображений. Но никакая техника и методика не заменит фантазии и воображения. Каждый фотограф применяет аппаратуру по-своему, это видно из следующего раздела, посвященного индивидуальному стилю разных фотографов. Одна из опасностей фотографии как технического средства для получения изображения заключается в том, что современная фототехника, сделанная столь тщательно и прекрасно, привлекает многих сама по себе, и вместо того, чтобы делать снимки, люди начинают просто собирать ее, не принося тем самым никакой пользы. У тех, кто по-настоящему увлечен фотоделом, на первом месте должна стоять изобретательность, желание интересно передать конкретный образ, добиться определенного эффекта.