ПОСТРОЕНИЕ КАДРА

Оглавление Назад Вперёд
НЕПРЕДВИДЕННЫЕ СИТУАЦИИ
Майкл Лэнгфорд
В отличие от графического изображения (живопись, рисунок) фотография способна запечатлеть сцену мгновенно. Затвор фотоаппарата срабатывает так быстро, что «поймать» можно почти любое событие, даже самое краткое. В идеале выбранный вами момент съемки будет не только успешно отражать действие, но и позволит получить хорошо скомпонованный снимок.

Когда вы собираетесь снимать «скрытой камерой» или заранее знаете, что работать придется без подготовки, резкость и экспозицию надо установить сразу, а также подумать о композиции и точке съемки. Это несложно, если ситуации повторяются, например, во время авто- или велогонки. Находясь в каком-то секторе трассы или дорожки, вы производите наводку на резкость и ждете, когда появятся бегуны или гонщики. Даже если вы снимаете мгновенные события, действие часто можно предугадать, но здесь потребуется отличная реакция, иначе хорошего результата получить не удастся.

Когда несколько разных элементов объекта меняются одновременно, есть смысл сделать серию снимков, тогда вы поймаете именно тот момент, который вам необходим. Иногда нужно запастись терпением и ждать, когда на лице появится удачное выражение или когда детали кадра составят интересную композицию.

Мгновенная съемка

Для моментальных кадров «скрытой камерой», подобных снимку вверху, требуется терпение и быстрая реакция. В данном случае фотоаппарат был настроен заранее, и оставалось только нажать на спуск. Заметьте, как объект отделен от фона - здесь свою роль сыграла малая глубина

Взаиморасположение объектов

Если быстро реагировать на мимолетные встречи, можно получить замечательные результаты. Линии на композиции слева хорошо делят изображение, но успех снимка — в удачном расположении двух женских фигур и курицы. Секундой позже или раньше такой стыковки уже не было бы.

Действие и точка съемки

Одна из трудностей при съемке группы людей заключается в умении выделить их из хаотичного окружения. Один способ — подойти как можно ближе, но тогда пропадет ощущение места действия и снимок станет похож на десятки других. На фото слева видно, что фотограф подготовился заранее, тщательно продумал, где он будет находиться в момент съемки. Верхняя точка позволила превратить беспорядочное мелькание лиц в интересный рисунок из шляп. Надежда фотографа на то. что его объект — принцесса Энн (в центре) — повернется в его сторону и поднимет голову, увенчалась успехом.

Действие и контекст

Кратчайшее экспонирование и фронтальная съемка позволили прекрасно передать ярость бунтаря. Фотожурналистам часто приходится снимать мгновенные, мимолетные события, для них оперативная информация важнее композиции. Здесь информативность снимка сочетается с хорошей композицией. Большая толпа на втором плане подсказывает контекст и настроение, в то же время она достаточно неопределенна и не отвлекает внимания от центральной фигуры.

Действие и настроение

На снимке справа фотограф расположил ся неподалеку от финишной черты и успешно запечатлел радость победителя. Снимок сделан с низкой точки, глубина резкости невелика, и отвлекающие элементы фона практически не видны.


Построение кадра - краткое содержание
В этом разделе для удобства и ясности все элементы построения кадра разбираются отдельно. Однако из снимков видно, что они активно взаимодействуют друг с другом.

Вы не раз столкнетесь с тем, что усиление одного элемента построения кадра ослабляет другой. Например, сильная фактура, как и рисунок, отвлекает внимание от формы. Не стремитесь к усложнению композиции, деталями, составляющими кадр, пользуйтесь просто и прямо. Начинать занятия по построению кадра лучше со съемок зданий, пейзажей и натюрмортов, поскольку это именно те объекты, где контролировать композицию довольно легко. Сначала определите, какие детали объекта особенно важны, потом сделайте несколько снимков, каждый из которых выделяет какую-то одну деталь. Очень полезно сравнивать свои результаты со снимками других фотографов, изучать их подход к съемке аналогичных объектов. Это поможет критически оценивать собственные достижения.

Освещение

Стремитесь к тому, чтобы освещение помогало лучше выявить свойства объекта (внизу). Иногда есть смысл подождать подходящих погодных условий или другого времени дня. Помните, что характер и направление освещения могут измениться, если вы выберете другую точку съемки.




Фактура

Передача фактуры прежде всего зависит от условий освещенности. Следите за тем, чтобы сильная фактура не отвлекала внимания от композиции.



Линия

Линия — это очень сильный элемент в фотографии. Выбор точки съемки помогает усилить ее или ослабить.




Рисунок

Рисунок способен упорядочить либо уравновесить композицию. Если в рисунке есть элемент, нарушающий монотонность, это внесет разнообразие, он может быть и центром снимка.

Тон

Тональный диапазон влияет на форму и глубину снимка. Тон можно использовать и для создания определенной атмосферы, для точной передачи деталей.



Форма

Освещение крайне важно и при передаче формы. С его помощью можно устранить ненужные детали и усилить основное звено композиции.





Непредвиденные ситуации

Интересные моменты часто бывают кратки и неповторимы. По возможности, постройте композицию и наведите объект на резкость заранее.