ТЕХНИКА
ФОТОСЪЁМКИ |
||||||||||
ФОТОПЛЕНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ Майкл Лэнгфорд Пленка |
||||||||||
С появлением дешёвых автоматических камер материал этой главы почти утратил
свою актуальность. Тем не менее, было принято решение его оставить, так
как он все же представляет ценность для владельцев старых фотоаппаратов
и более глубокого понимания процесса фотографирования. Обладатели цифровых
камер могут легко провести паралели, заменив понятие плёнки светочувствительной
матрицей - вот только негатива в этом случае нет. (Прим. ред) |
||||||||||
Экспозиция — количество света, которое воздействует на пленку — определяется величиной диафрагмы и выдержки. Чтобы установить правильную экспозицию, нужно знать светочувствительность пленки и яркость объекта (освещенность и тональность). Рассмотрим факторы, связанные с выбором пленки. Размер пленки и ее чувствительность Прежде всего надо определить, какой размер пленки соответствует вашему фотоаппарату: в одни вставляются специальные кассеты размером 110 или 126, для других подходит катушечная пленка больших размеров, но самый популярный формат для зеркальных аппаратов с одним объективом и фотокамер прямого видения—это пленка шириной 35 мм в металлической кассете. Такой пленки хватает на 20 или 36 снимков, размер каждого кадра 36x24 мм. Следующим важным фактором при выборе пленки является ее чувствительность, которая приводится в единицах ASA или числах DIN. Числа DIN используются преимущественно в Европе, хотя обычно на пачках пишут те и другие величины. Чем выше число ASA, тем больше чувствительность. Чем чувствительнее пленка, тем меньше время экспонирования, но тем «грубее» и зернистее получится ваш снимок. Это объясняется тем, что чувствительность пленки повышается, как правило, за счет увеличения зерен серебра, поэтому негативы выходят зернистые, что особенно заметно при увеличении. Чтобы выбрать чувствительность пленки, нужно оценить условия освещения и яркость объекта съемки. Пленки 64, 32 ASA и меньше отличаются низкой светочувствительностью и очень мелкой зернистостью. Им следует отдать предпочтение, если необходимо высокое качество и хорошая проработка деталей, но тогда для съемки потребуется яркое освещение. Малочувствительная пленка подойдет и при длительной экспозиции, чтобы смазать кадр, передержки при этом не бывает. Пленки 125 ASA также мелкозернисты и в целом более приемлемы. Они идеальны для усредненных условий съемки на открытом воздухе и хорошо освещенных объектов в помещении. На высокочувствительных пленках 400—800 ASA появляется «зерно», однако они достаточно чувствительны для съемки самых разнообразных объектов на открытом воздухе и в помещении. Ультрачувствительные пленки 1000 ASA и выше предназначены прежде всего для объектов со слабым освещением, либо применяются в том случае, если вы намеренно стремитесь получить эффект «зерна» или хотите «заморозить» быстрое действие короткой выдержкой. Лучше всего пользоваться пленкой с одинаковой чувствительностью—125 ASA или 400 ASA—для обычных съемок и привыкнуть к ней. Меняйте ее при съемке необычных объектов. |
Почти со всех черно-белых пленок получают негатив, и светлые зоны объекта оказываются темными, а темные выглядят как чистая пленка. При печати тона меняются на противоположные, и получается позитивное изображение. С каждого негатива можно сделать сколько угодно отпечатков.
Снимок
слева сделан на пленке ASA 32. Увеличение 1:6, но зернистости почти
нет. Соседний снимок проэкспонирован на пленке 1250 ASA. При том же
увеличении пленка дает ярко выраженный зернистый рисунок. Особенно зернистость
хорошо видна в среднесерых зонах. Она уничтожает мелкие детали, но дает
ощущение фактуры, которое весьма выгодно при съемке некоторых объектов. |
|||||||||
Дополнительно: Выбор плёнки | ||||||||||
Экспонометрические таблицы и автономные экспонометры |
||||||||||
Выбрав пленку, надо узнать, какую установить экспозицию
для данного объекта и условий освещения. Затем определить величины диафрагм
и выдержки (сохранив нужную экспозицию), чтобы получить по желанию глубину
поля или нерезкость.
Если у вас простой фотоаппарат, легче всего определить экспозицию, исходя из символов, нанесенных на аппарате, или на основании инструкции. Рекомендации, приведенные справа, позволят получить приемлемые результаты для стандартных объектов съемки на открытом воздухе, при пяти различных типах освещенности. Для съемки нестандартных объектов, в помещении, при искусственном освещении, или использовании пленки другой чувствительности эти указания не подойдут. Потребуется экспонометр, ручной либо встроенный. Фотоэкспонометры
имеют светочувствительную поверхность или фотоэлемент для точного замера
реального света, отраженного от объекта. Ручной экспонометр годится для
любого фотоаппарата. В отличие от встроенных он позволяет быстро определить
экспозицию, без фотоаппарата. Это особенно важно, когда камера стоит на
штативе и тщательно наведена на объект. |
||||||||||
Эта
таблица дает сведения об экспонировании и прилагается к пленке. В ней
указаны диафрагмы для пленки 125 ASA и выдержки 1/125 с при разных условиях
освещенности. Символы
обозначают прямой и яркий солнечный свет; слегка закрытое облаками солнце;
затененный свет и яркое небо; легкую облачность: затянутое облаками небо.
Если вы хотите поменять выдержку, диафрагму нужно соответственно увеличить
или уменьшить. |
||||||||||
Встроенные экспонометры |
||||||||||
Большинство современных фотоаппаратов оснащены встроенными
экспонометрами. Если экспонометр автономный, сначала прочтите его показания,
а затем выберите и установите выдержку и диафрагму. В сопряженных системах
стрелка в поле видоискателя фотоаппарата непосредственно реагирует на
изменение величин диафрагмы и выдержки и показывает, когда их сочетание
оптимально.
Светочувствительный элемент во встроенных измерительных системах находится либо снаружи, либо внутри корпуса фотоаппарата. Если элемент снаружи, он замеряет лишь освещенность объекта и не дает поправок при использовании фильтра или дополнительной насадки. Преодолеть эти проблемы позволяет система замера «через объектив», которая установлена на зеркальных камерах с одним объективом. Светочувствительный элемент, расположенный внутри камеры, замеряет свет, который проходит через объектив; таким образом, учитывается влияние диафрагмы объектива, фильтров или насадок при съемке крупных планов. Экспонометры для замеров «через объектив» всегда напрямую сопряжены с регуляторами выдержки и диафрагмы, в некоторых случаях эти величины устанавливаются автоматически.
|
Экспонометры на зеркальных фотокамерах с одним объективом Большинство встроенных экспонометров зеркальных аппаратов с одним объективом работают по системе «через объектив». Их преимущество в том, что они замеряют освещенность объекта. Положение светочувствительного элемента может быть различным. Часто на пентапризме или вокруг нее располагаются несколько фотоэлементов. Экспонометр получает питание от маленькой сменной батарейки, помещенной в корпусе камеры. Данные по экспонированию указывают на табло фокусирующего экрана либо движущаяся стрелка, либо цветные индикаторные огоньки. Экран видоискателя Вверху показаны три типичных экрана видоискателя для экспонирования «через объектив». Самый простой — верхний со стрелкой. При верно выбранной экспозиции она находится в центре, достигается это положение регулировкой величин диафрагмы и выдержки. На центральном табло даны величины выдержки; чтобы стрелочка оказалась в центре, нужно изменить величину диафрагмы. Аналогичное устройство, но с использованием световых индикаторов, показано на нижнем экране видоискателя. |
|||||||||
|
||||||||||
Экспонометры на фотокамерах прямого видения Экспонометры на камерах с видоискателем прямого видения либо сопряжены с регуляторами экспозиции, либо нет. Камера с автономным экспонометром (справа) наиболее проста: сначала устанавливают чувствительность на калькуляторе; стрелка движется вдоль шкалы и осуществляет замер. Когда против стрелки появится выбранная вами величина диафрагмы или выдержки, калькулятор покажет величину другого параметра. У фотокамер внизу экспонометры сопряжены, регулировка может производиться вручную. Иногда такие аппараты оснащены системой замера со «следящей стрелкой». Некоторые автоматические камеры яаходят)' необходимые величины самостоятельно. Фотокамеры на верхнем и нижнем рисунках оснащены экспонометрами с селеновыми элементами, батарейки для них не требуются; на дальнем рисунке внизу экспонометр работает от батарейки. |
||||||||||
|
||||||||||
Методы измерения экспозиции |
||||||||||
Один общий замер Экспозицию для верхнего снимка можно определить довольно точно, если сделать один общий замер с той точки, где расположен фотоаппарат. Теневые и светлые места примерно равны, и экспонометр покажет среднюю величину освещенности. Экспонометр направьте в ту зону, какую вы наблюдаете в видоискателе. |
Правильная экспозиция — понятие относительное. При
нормальном освещении пленка зарегистрирует изображение в довольно широком
диапазоне экспозиций; выбор во многом зависит от того, каким вы хотите
видеть ваш объект. Как правило, требуется четкость и резкость в передаче
всех деталей, но иногда нужно выделить какую-то часть объекта, тогда производится
избирательный замер экспозиции.
Изображение, «сформированное» в объективе, по яркости будет разным—в зависимости от тонов объекта и освещенности. Если объект освещен сильно, ярких зон будет больше (от глубоких теней до ярких пятен), чем при плоском освещении, как в облачный день. В идеале вам захочется передать важные детали из светлых и темных участков кадра. Но пленка не может запечатлеть весь огромный диапазон яркости. Если экспозиция достаточна для проработки затененных участков, более светлые зоны окажутся переэкспонированными и наоборот. Таблицы экспозиций полезны для «средних» объектов при заданных условиях освещения, а экспонометр более точен и надежен, поскольку он замеряет освещенность всего объекта. Для такого объекта, как справа, общий замер освещенности даст хорошие результаты. |
|||||||||
|
Избирательные
замеры
Чтобы преодолеть трудности при экспонировании, убедитесь, что экспонометр замеряет самые важные элементы объекта — в данном случае лицо.
|
|||||||||
Выигрышная для объекта экспозиция
Выбранная
экспозиция зависит от того, какие части изображения вы хотите выделить.
На левом снимке экспозиция (1/60 с при f 11) определялась в основном по
затененному участку, и яркие зоны оказались сильно передержанными, вплоть
до потери деталей. Для центрального снимка был взят общий замер экспозиции
(1/250 с при f 11). Для правого снимка экспозиция (1/500 с при f 16) определялась
по светлым местам. Снимок вышел недодержанным, однако результат, пожалуй,
самый удовлетворительный.
Замер диапазона яркости
Иногда вы хотите запечатлеть как можно больше деталей объекта, диапазон яркости которого весьма велик (большая контрастность, снимок справа). Если позволяет время, сделайте встроенным экспонометром два замера. Замер темной части подскажет, что f 2.8: замер самой яркой части предложит f 11 (при той же выдержке). Разделив разницу пополам, вы получите f 5.6. это и будет оптимальный вариант. |
||||||||||
Замещение Часто при съемке у вас нет времени на сложные замеры. А иногда вы не хотите обнаруживать свое присутствие. Есть один способ — замерить яркость какого-то предмета, который по тону находится примерно посередине между самой темной и самой яркой частью объекта. Это может быть серая карточка или ваша рука (как замена, например, чьего-то лица). Снимок внизу справа типичен для такой съемки. |
||||||||||
Памятка: фотопленка и замер экспозиции
Свойства
пленки зависят от ее светочувствительности Экспозиция
соотносится с яркостью объекта и чувствительностью пленки Экспонометры
иногда сопряжены с элементами управления фотоаппарата и отличаются тем,
что замеряют разные по углу восприятия зоны Замеряйте
наиболее важные зоны объекта |
||||||||||