На главную страницу
Скотт Келби. Adobe Photoshop CC - книга для цифровых фотографов
Оглавление
Side Effects
Специальные эффекты, используемые фотографами
Создание выразительного освещения

Фильтр Lighting Effects (Эффекты освещения) существовал в Photoshop на моей памяти так давно, что я могу свидетельствовать: ему была необходима серьезная перестройка. К счастью, он ее недавно получил и сейчас превратился в один из лучших фильтров. Это фильтр служит преимущественно для создания правильного освещения там, где вы этого хотите, используя различные стили освещения, и для этого он сначала затемняет остальную часть снимка, а затем освещает одну или несколько выбранных вами областей. Интерфейс также использует ряд новых видов экранной интерактивности, с которой работает Adobe, так что он стал не только лучше, но теперь его применение превратилось в приятный процесс.

Шаг Один


Откройте изображение, к которому вы хотите добавить волнующее освещение. В изображении, показанном здесь, невеста довольно хорошо освещена, но в помещении есть так много окружающего света, что освещение получилось не очень выразительным (я снимал ее только при естественном освещении и использовал отсвет, падающий на ее платье с серо-белого мраморного пола). Я всегда начинаю работу с данным фильтром, дублируя фоновый слой (о причине этого рассказывается через несколько шагов). Итак, нажмите Ctrl+J (Mac: Command+J).

Шаг Два

Зайдите в меню Filter (Фильтр) и в подменю Render (Рендеринг) выберите Lighting Effects (Эффекты освещения). Панель инструментов исчезает (она вам больше не нужна), справа появляется новая панель Lights (Света), панель Properties (Свойства) которой содержит секцию Lighting Effects (Эффекты освещения) с элементами управления, а в панели параметров инструмента появляются новые опции. Кроме того, можно видеть, что фильтр сильно затемнил всё изображение и высветил центр внимания (здесь вы просто видите световой эффект по умолчанию, который... ну... как правило, не совсем удачный). Так или иначе, если все это выглядит несколько пугающим, то вот хорошая новость: можно проигнорировать все это почти полностью (почему - объясняется в следующем шаге. Между прочим, затратив секунду, я здесь переключился в окно Application Frame (Фрейм приложения) (из меню Window (Окно)), чтобы облегчить показ всех этих вещей).

Шаг Три

Причина, по которой мы можем игнорировать не очень удачные варианты, предлагаемые по умолчанию, состоит в том, что есть встроенные наборы, которые можно использовать - они находятся вверху с левой стороны панели параметров инструмента. Шелкни-те-и-держите-нажатой клавишу мыши на всплывающем меню Presets (Наборы), и появится список предварительно разработанных схем освещения (включая сценарии с несколькими источниками света) (как показано здесь). Для создания драматического освещения мне нравится использовать набор Flashlight (Фонарик) (он использует точечный стиль света, который имеет круглое пятно света, а не большое овальное световое пятно). Выбрав из меню Presets (Наборы) опцию Flashlight (Фонарик), вы получаете мягкий круглый центр внимания. Чтобы поместить его, где надо, просто щелкните прямо в его центре (на экране появится слово Move (Перемещение)), и перетащите его, куда хотите. Здесь я перетащил его на лицо объекта, но оно выглядит немного ярче, чем надо. Поэтому наведите курсор на кольцо, окружающее булавку, и появится слово Intensity (Интенсивность), показывая текущую интенсивность (яркость), в пределах от 0 до 100. Чтобы понизить значение, щелкните-и-перетащите курсор прямо по этому кольцу против часовой стрелки, и это понизит яркость света (здесь я перетащил в значение 33).

Шаг Четыре


Можно управлять размером луча (Adobe называет такой размер Scale (Масштаб)), используя самое удаленное кольцо (внешний зеленый круг). Наведите курсор прямо на круг, и он станет желтым, а слово Scale (Масштаб) появится на экране вместе с размером (как показано здесь). Чтобы изменить размеры луча, просто перетащите курсор внутрь/ наружу. Должен сказать, что это зеленое кольцо капризное и может заставить вас сделать несколько попыток наведения на него курсора, пока кольцо не станет желтым, но следует просто набить руку. Эти средства управления примерно одинаковы для всех световых схем, за исключением схем с овальным центром внимания - в них внешнее кольцо управляет вращением, но можно щелкнуть по белым точкам, чтобы добиться масштабирования внешнего контура светового пятна.

Шаг Пять

Чтобы добавить света, щелкните по одной из трех кнопок выбора света разного стиля в панели параметров инструмента. Здесь мы добавим Point Light (Точечный свет) (его кнопка выделена здесь красным овалом) и перетащим свет на ступени лестницы слева (они временно терялись в темноте). (Чтобы манипулировать независимо каждым светом, выберите нужный свет из списка внизу секции Lights (Светлые), см. рис. к Шагу Семь -Прим. ред.) Перетащите внутрь кружок Scale (Масштаб), пока размер луча не станет очень маленьким (как показано здесь), и значительно понизьте Intensity (Интенсивность) (я установил ее примерно в 25). Создайте еще один Point Light (Точечный свет) и сделайте то же самое, но перетащите его на перила справа. Вот так: мы только что переделали схему освещения изображения на три света. Теперь щелкните по кнопке ОК в панели параметров инструментов (хотя мы через минуту возвратимся и рассмотрим еще некоторые вещи).

СОВЕТ: Удаление части светов

Чтобы удалить свет, щелкните по нему, затем щелкните по иконке мусорной корзины в нижнем правом углу панели Lights (Света). Все света так удалить невозможно - требуется оставить хотя бы один свет (или изображение будет черным).

Шаг Шесть

Если вы посмотрите на изображение невесты здесь, слева, то заметите, что ее лицо ярко освещено прямым светом, который неплохо смотрится, но можно заставить его лучше гармонировать с изображением в целом и выглядеть более мягким лишь одним щелчком (и поэтому, в самом начале, мы дублировали фоновый слой - чтобы нанести последний завершающий штрих). Чтобы смягчить свет, в панели Layers (Слои) измените режим наложения этого слоя с Normal (Обычные) на Darken (Темнее) (как показано здесь), и это отключает "границу" главного света, и делает его мягче, а наложение более плавным, на чем эффект можно закончить (сравните левый снимок в этом шаге с правым снимком с наложением Darken (Темнее)). И еще одно. Применение этого эффекта к слою позволяет полностью управлять эффектом постфактум. Например, если вы считаете, что фон получился слишком темным и слишком драматичным, то можете просто понизить Opacity (Непрозрачность) этого слоя, и это понизит интенсивность эффекта.

Шаг Семь

Хотя я заявил, что мог бы игнорировать панели с правой стороны, на всякий случай, если вам интересно, мы бросим на них взгляд. Снова возвратитесь в меню Filter (Фильтр) и в подменю Render (Рендеринг) выберите Lighting Effects (Эффекты освещения) (света по-прежнему останутся, но станут ярче, потому что это действие снова применило эффект). В панели Lights (Светлые) вы увидите список всех светов, похожий на список слоёв. Здесь вы можете переключать их в состояние скрыть/показать, щелкая по иконке в виде глаза слева от каждого света. Кроме того, если вы хотите изменить стиль света, щелкните по нему, затем выберите новый стиль из всплывающего меню вверху панели Properties (Свойства). Кстати, есть один свет, о котором мы не говорили, потому что я никогда не находил для него применения. Он называется Infinite Light (Бесконечный), так что продолжите и отключите три света в панели Lights (Светлые), и затем создайте свет Infinite Light (Бесконечный) (щелкните по третьей иконке секции Lights (Источники света) в панели параметров инструмента). Этот свет остается в центре изображения, как солнце - он не перемещается, и все, что можно сделать - изменить его направление (щелкая-и-перетаскивая прямо на точку в центре, и вы увидите светлую иконку около края коррекции изображения; это позволяет видеть, как выглядит свет в трехмерном пространстве).

Шаг Восемь

Продолжите и перетащите свет типа Infinite Light (Бесконечный свет) на иконку мусорной корзины внизу панели Lights (Светлые) - он нам больше не будет нужен, -снова включим три света Point Light (Точечный свет) и рассмотрим другие средства управления, находящиеся в панели Properties (Свойства): (1) Чтобы изменить цвет света, щелкните по образцу Color (Цвет) и выберите новый цвет. (2) Ползунок Intensity (Интенсивность) делает то же самое, как тот, который вы используете непосредственно на изображении. (3) Ползунок Hotspot (Центр освещенности) управляет яркостью самого интенсивного центра света, если используется свет типа Spot Light (Направленный свет). (4) Образец Colorize (Тонирование) управляет оттенком цвета затемненной части снимка (по умолчанию, этот цвет равномерный). (5) Ползунок Exposure (Экспозиция) напоминает ползунок Highlights (Света) в Camera Raw, и если я вообще его использую, то обычно перетаскиваю его влево, для уменьшения света.

Шаг Девять


Еще элементы: (6) Ползунок Ambience (Среда) управляет величиной затемнения остальной части изображения (здесь я перетащил его вправо). (7) Всплывающее меню Texture (Текстура) позволяет подчеркнуть текстуру рельефного изображения, на цветовой основе. Вы управляйте величиной, используя ползунок Height (Высота). Опробуйте эти элементы и увидите, что я имею в виду. Я пропускаю два элемента управления, которые почти не использую: ползунок Gloss (Глянец) (который описан как средство управления сиянием снимка, но в большей мере представляется мне как управление контрастом) и ползунок Metallic (Металл), который, как будто бы, делает что-либо только тогда, когда в изображении есть что-то металлическое или бликующее, и перетаскивание ползунка вправо делает его более интенсивным. Ниже показаны состояния До/После (в последнем я отключил два упомянутых света на лестнице и перилах - они мне не понравились -- и увеличил значения Intensity (Интенсивность) и Scale (Масштаб) света на невесте).

 
На главную страницу